Бесспорно, особое внимание мировой общественности было приковано к переговорам президента России Владимира Путина с его украинским коллегой Петром Порошенко. До последнего сама возможность двусторонней встречи двух глав государств оставалась под вопросом, однако на полях саммита лидерам все же удалось пообщаться тет-а-тет.
В ходе расширенной встречи глав государств ТС с Порошенко и представителями Евросоюза президент России напомнил о том, что Украина тесно интегрирована со странами СНГ в таких областях, как топливно-энергетический комплекс, атомная энергетика, химическое производство, авиа- и машиностроение, сельское хозяйство и многое другое. В случае если связи Украины с ЕС будут крепнуть, Путин пообещал перестраховаться и ввести по отношению к Киеву определенные санкции. По словам российского лидера, после начала работы соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом тесные контакты в этих сферах могут быть утрачены, отчего и сам Киев, и страны-партнеры понесут существенные убытки. Тарифная либерализация и санитарно-ветеринарные нормы ЕС отрицательно скажутся на объеме и динамике торгово-инвестиционного сотрудничества в евразийском регионе.
- Все эти нормы Евросоюза, которые у нас не применяются или применяются только частично, просто по факту будут закрывать украинский рынок для наших товаров, для товаров Таможенного союза и России, - подчеркивает Путин. – Отказ от общих с СНГ технических норм и адаптация к стандартам ЕС обойдётся и Украине в миллиарды евро. Нельзя сбрасывать со счетов также риск противозаконного реэкспорта на рынок Таможенного союза продукции стран ЕС под видом украинских товаров. Россия в этой ситуации, конечно же, бездействовать не может. И мы просто вынуждены будем, я хочу это подчеркнуть, принять ответные меры, защитить свой рынок. В полном соответствии с положениями соглашения СНГ о зоне свободной торговли и нормами ВТО мы будем вынуждены отменить преференции к импорту с Украины. Мы не хотим кого-то дискриминировать, не собираемся и не будем этого делать. Мы просто будем вынуждены ввести в отношении Украины стандартный торговый режим.
Впрочем, сам Порошенко этим вопросам уделил на встрече с коллегами гораздо меньше времени, нежели обсуждению мер по укреплению границ с Россией. В своем выступлении глава Украины неоднократно подчеркнул, что российская сторона продолжает поставки вооружения в Донецкую и Луганскую области, в связи с чем просил президентов Казахстана и Белоруссии посодействовать в укреплении границ между двумя государствами.
- Убежден, что сегодня единственно возможным инструментом прекращения кровопролития и обеспечения постконфликтной реконструкции Донбасса является мирное урегулирование. Призываю всех участников встречи рассмотреть и по возможности принять это в качестве основы для урегулирования ситуации, - призвал коллег Порошенко. – Первоочередным условием стабилизации ситуации на востоке Украины является установление эффективного контроля на российско-украинской границе. Необходимо сделать все, чтобы остановить поставки техники и вооружения боевикам.
В беседе с журналистами по итогам двусторонне встрече с главой Украины, впрочем, этим словам не придал никакого значения. Владимир Путин сообщил, что за столом переговоров попытался обсудить со своим коллегой весь комплекс российско-украинских отношений. Было заявлено о необходимости скорейшего прекращения кровопролития на Украине и необходимости перехода к политическому урегулированию тех проблем, всего комплекса проблем, с которыми Украина столкнулась на юго-востоке страны. Путин и Порошенко пришли к договоренности возобновить работу контактной группы, а также продолжить переговоры по вопросам энергетике, в том числе по поставкам газа на Украину и в Европу.
- Каких-то условий мы, Россия, не выдвигали. Мы не можем это делать, не имеем на это никакого права. Это дело самой Украины, это дело Донецка, Луганска, - сообщил журналистам Путин. - Мы высказывали озабоченность по поводу гуманитарной составляющей. Это правда. И, собственно говоря, президент Порошенко и не отрицает сложность гуманитарной ситуации. Она не может быть охарактеризована иначе, как катастрофическая. Мы говорили о возможности и необходимости оказания гуманитарной помощи Донецку и Луганску, договорились о том, как мы будем взаимодействовать на этом треке. Говорили о взаимодействии в различных секторах. У нас газовый вопрос в тупике находится. Понимаете, это же настолько серьезно и для нас, и для Украины, и для наших европейских партнеров. «Газпром» проплатил аванс за транзит нашего газа в Европу. Нафтогаз этот аванс вернул. Практически оказался подвешенным транзит нашего газа европейским потребителям. Что дальше-то с этим будет? Это вопрос, ждущий своего кропотливого исследователя в лице наших партнеров европейских и украинских. Мы исполняем полностью все условия контракта. Сейчас принять какие-то предложения даже по льготированию – мы даже не можем этого сделать, с учетом того, что Украина обратилась в Арбитражный суд. Любые наши действия по льготированию могут быть использованы в суде. Нас лишили этой возможности, даже если бы мы этого захотели, хотя мы и так пошли на встречу и скинули сто долларов. То есть у нас очень много конкретных вопросов, в решении этих вопросов заинтересованы как Россия, так и Украина. И наши европейские партнеры. Все это и побудило нас к двусторонней встрече.
Комментарии