В Бишкеке 27 сентября на сцене Киргизского Театра оперы и балета состоялась премьера кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. Исполнение всемирно популярного шедевра хорового искусства посвящено 50-летию и 30-летию творческой деятельности главного хормейстера театра Карагула Тиленчиева. Корреспондент News-Asia побеседовал с юбиляром о хоровой музыке в Киргизии и о новой постановке.
- Хоровое искусство для киргизского народа - новый жанр. Самого понятия «хор» не было. Только в конце 20-х - начале 30-х годов 20 века профессиональные музыканты союзного значения, такие как Власов, Фере и другие, приехали в Киргизию и помогли развивать профессиональное хоровое искусство. Отправной точкой отечественного хорового искусства можно назвать конец 30-х годов, когда во время Первой декады киргизского искусства в Москве была поставлена опера «Айчурек», где было много хоровых тем. Тогда еще хоровые партии исполняли певцы, не обученные музыкальной грамоте. В то время композиторы активно работали именно в хоровом жанре. На сцене нашего оперного театра было поставлено много оперных сцен. Тогда открылось первое музыкальное училище им. Куренкеева, которое до сих пор довольно успешно существует. Во второй половине 60-х годов открылись.
Институт искусств и капелла, которая очень успешно работала. Сильные произведения создавал Мукаш Абдраев, они исполняются до сих пор. В 70-х при Гостелерадио организовали камерный хор, под руководством моего педагога, профессора, народного артиста КР Алиша Келиева. Начал работать профессиональный хор Театра оперы и балета. Именно тогда хоровой жанр в республике достиг высокого уровня. Огромную роль в этом сыграла государственная поддержка. Постоянно проводились конкурсы, фестивали. Практически в каждом районе был коллектив хоровой самодеятельности.
- «Кармина Бурана» - всемирно известная кантата. В Киргизии она прозвучала целиком впервые. До этого исполнялись только фрагменты. Основные партии исполнил хор Оперного театра, также приняли участие студенческий хор Национальной консерватории, хор училища им. Куренкеева и хор студентов из университета «Манаса». Я бы хотел поблагодарить за это руководителей этих учебных заведений. Без их поддержки премьера бы не состоялась.
Изначально у меня был замысел поставить «Бурану» в постановочном виде - с балетом, хором и оркестром. Но так как не удалось найти спонсоров, мы исполнили концертный вариант. Ведь данное произведение интересно само по себе. Каждый номер не связан с другим ни в сюжете, ни в музыке, живёт своей жизнью. Это меня удивляет. Обычно в крупных хоровых произведениях некоторые части, фразы, темы повторяются, а здесь ничего подобного нет! Все части отличаются по характеру, по звучанию, по темпу. «Кармина Бурана» наглядно показывает трудности работы хора. Многие говорят, что хоровая музыка уже не актуальна, но мы на примере этого номера хотим доказать обратное.
Хотелось бы, чтобы хоровая музыка была доступна всем. Когда сидишь в компании, поешь втроем, вчетвером - отсюда и начинается хор. Оперы поют на разных языках, и здесь нет понятия национального. Есть единый музыкальный язык, который понятен всем. Сама музыка показывает, о чём идет речь, где какое настроение. Наследие хорового искусства огромно. Каждый может найти в нём что-то своё. Если говорить лично о моих вкусах, то дома я люблю послушать акапельные произведения Танеева, Калинникова, Чайковского. Очень люблю «Реквием» Моцарта и одноимённое произведение Верди.
Многим тяжело слушать произведения целиком. Если взять, например, «Кармину Бурану», то она идет целый час. Но можно послушать выборочные номера, ту же «О, Фортуна» или «У таверны».
- Я уже почти 30 лет работаю в этой сфере. Бывали и трудности, но никогда не жалел о том, что связал свою судьбу с музыкой, работаю хормейстером в Оперном театре. Без музыки - как без воды и хлеба.
Профессия хормейстера очень непростая. Если в оркестре сидят музыканты, у них есть инструмент, то наш инструмент - собственный голос. И мне нужно услышать, разобраться, кто правильно поет, кто нет, разобраться в музыке и в характере каждого отдельного певца. А у меня в коллективе 60 человек, 60 голосов, 60 характеров! Нужно всех их объединить, чтобы хор работал как единый организм.
Будущее у хорового искусства в Киргизии есть. Сейчас у нас три профессиональных хоровых коллектива в республике: наш хор, камерный хор при радиотелевидении и в Национальной консерватории. Есть хор в музыкальном училище имени Куренкеева и в КТУ «Манас». Вот и всё.
Чтобы хоровое искусство развивалось, необходима поддержка со стороны государства. В данное время, чего уж скрывать, никто не обращает внимания на этот вопрос. А без концертной деятельности, без конкурсов, без фестивалей развить хоровое искусство не удастся. В существующих хоровых коллективах кадры постоянно меняются. У нас, например, зарплата 4-5 тысяч сомов. Певцы либо уезжают за рубеж, либо находят другую работу. Благо, консерватория, Институт искусств и музыкальное училище имени Куринкеева нас обеспечивает новыми кадрами.
Еще одна немаловажная проблема - хоровых произведений сейчас у нас практически не пишут, да и финансирование очень маленькое. Я недавно общался с одним нашим композитором, просил написать его кантату или ораторию, а мы бы с удовольствием ее поставили. Но он ответил, что это огромный труд, который нужно оплачивать. Это не какие-нибудь куплетные формы, где тяп-ляп, написали и исполнили.
Это ситуация ещё раз доказывает, что без государственной поддержки поднять культуру невозможно. Власти говорят, что культура - это убыточное направление. Так оно и есть, и так было. И если наше государство будет обращаться с культурой так, как сейчас, то мы выше не поднимемся. Так и будем стоять на одном месте.
Интересно: «Кармина Бурана» (в переводе с латинского «Баварские песни») - кантата Карла Орфа, созданная в 1936 году на текст одноимённой рукописи 13 века. Композитор оставил неприкосновенными оригинальные тексты средневекового поэтического сборника. В основе хорового произведения лежит аллегория колеса Фортуны, древнеримской богини удачи. Также это отражено и в композиции произведения: пролог кантаты без изменений повторяется в конце сочинения, символизируя полный оборот колеса.
Справка: Карагул Тиленчиев - главный хормейстер Кыргызского театра оперы и балета. Выпускник Кыргызского государственного института искусств. Начал свою трудовую деятельность в 1992 году в качестве хормейстера, работая над репертуаром национальной, русской и зарубежной классики. Один из постановщиков оперных спектаклей «Волшебная флейта», «Паяцы», «Риголетто», «Аида», «Севильский цирюльник», «Алеко», «Пиковая дама», «Материнское поле», «Манас», «Ажал оруна», «Кёр-Оглы» и др. Принимал активное участие в качестве хормейстера-постановщика в записи государственного гимна Кыргызской Республики.
Комментарии