Перед каждым человеком, желающим открыть собственный бизнес, встаёт вопрос: в какой области начать своё дело, чтобы оно приносило стабильный доход? В США требуются IT-специалисты и программисты, в Европе – недостаток современных гаджетов. В России же оптимальным вариантом для бизнеса является открытие стоматологической клиники: кариесом и различными заболеваниями зубов и полости рта страдают 98 % граждан страны.
Средний ежегодный оборот рынка платных стоматологических услуг России составляет порядка 2,5-3 млрд. долларов США, при годовом обороте всех платных медицинских услуг в стране в 5 млрд. долларов. И потому, по мнению экспертов бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест», стоматология является высокодоходным объектом готового бизнеса с умеренным уровнем риска, высокой рентабельностью текущей деятельности и низким сроком окупаемости.
Наиболее предпочтительными являются маленькие частные кабинеты: их легко разместить в типовых жилищных комплексах, и приобрести постоянную клиентуру. Пользуются спросом и частные клиники. Однако открытие даже небольшого стоматологического кабинета с нуля требует серьезных финансовых и моральных затрат: помещение, удовлетворяющее стандартам, профессиональный штат сотрудников…В связи с этим готовый стоматологический бизнес с профессиональной командой и наработанной клиентской базой очень высоко ценится: спрос на квалифицированные услуги стоматологов превышает предложение в два раза.
– Стоматологий в продаже практически нет, но при этом всегда есть желающие приобрести готовый стоматологический бизнес, – отмечает Илья Дубровин, бизнес-брокер компании «Альтера Инвест». – Выход на рынок открытой продажи действующей стоматологии происходит крайне редко. Однако, по прогнозам, количество небольших стоматологий, по-другому – стоматологических кабинетов, будет увеличиваться, а вот на рынке больших сетевых клиник особых изменений происходить не будет.Что касается рисков, то как ни странно, у сетевых игроков стоматологического бизнеса их больше, чем у небольших кабинетов. Когда происходит врачебная ошибка или претензия со стороны клиента, то негатив транслируется в отношении всей сети клиник, а не отдельного врача. Так что для крупных стоматологий потеря доверия со стороны клиентов куда опаснее.
Есть и другие варианты. Например, покупка и отделка помещения под клинику или частный кабинет на продажу. Покупка помещения для небольшой стоматологии до трех кресел, ее ремонт и полное техническое оснащение обойдется примерно в 1 млн. долларов США. А продать его уже можно будет за сумму от 1, 5 млн. долларов. Для крупной сети необходимы стоматологии площадью от 200 квадратных метров со всем необходимым дорогим и качественным оборудованием, чтобы можно было предоставлять самый широкий спектр услуг, а в кабинетах, иногда стоматологи не могут сделать даже рентген. Поэтому инвестору, который строит стоматологию под продажу какой-либо крупной клинике, необходимо заложить это в смету расходов. Если же сделать помещение «под себя», то вложения окупятся в среднем за пять лет. При этом отложенный риск отсутствует, риск бизнеса минимальный – в основном, опасность представляют маркетинговые риски: расположение клиники, её доступность, квалифицированность кадров, ценовая и рекламная политика.
Комментарии