- За 24 года независимого развития Кыргызстана избирательное законодательство менялось девять раз. За этот период было принято четыре кодекса. Все эти документы принимались под бравые аплодисменты. Считалось, что мы нашли ту единственную справедливую избирательную систему, которая позволит предотвратить всевозможные конфликты, и наша страна выйдет на уровень стабильного развития, - напомнил Курманов. - К великому сожалению, эта практика изменения законодательства продолжается. В 2011 году было принято несколько документов, и произошел откат от кодифицированного законодательства, который юристы рассматривают как шаг назад. С момента их принятия в эти законы еще шесть раз за три годы были внесены поправки, и еще четыре изменения предлагают внести в 2014 году. Высокий уровень нестабильности и отсутствие четких правил может привести к плачевным последствиям.
Жогорку Кенеш сегодня инициирует переход к преференционально-пропорциональной системе, то есть избирательная система может поменяться в седьмой раз. По мнению эксперта, такие частые изменения правил приведут к сумятице. Выход из ситуации Зайнидин Курманов видит в совершенствовании избирательного процесса «вглубь»
- Всему миру доказано, что пропорциональная система является самой лучшей и справедливой и максимально учитывает мнение электората при избрании органов. Только Кыргызстан этому не верит и все время меняет правила игры. Почему это происходит? Потому что на выборах идет борьба за власть и сохранение себя в этой системе. Я знаю, как это делается: как только наступает время, депутаты начинают думать, как пройти в следующий созыв, и начинают нарезать под себя округа, придумывать новые правила, которые противоречат здравому смыслу, порождая нестабильность. Необходимо совершенствовать избирательный процесс, - уверен профессор КРСУ. - На сегодняшний день насчитывается свыше 200 политпартий. Отличительная особенность сегодняшнего Кыргызстана – идет процесс искусственной «партизации». Можно создать и 300, и 1000 партий, однако их огромный объем негативно влияет на электорат, который не может выбрать из такого количества ту партию, которая реально отвечает его интересам. Каждый политик считает нужным не объединиться с кем-то и создать эффективную партийную машину, а наоборот… Кыргызстан – это мелкопартийная страна, где партии существуют сами по себе, равно как и население. Поэтому мы очень рискуем, когда переходим к пропорциональной системе, но с другой стороны мажоритарные выборы показали свою ущербность в условиях Кыргызстана, поскольку они привели к олигархическому устройству. По сути, за 24 года мы построили бюрократическое государство постсоветского класса, где бюрократия выступает правящим классом. Нужно выстроить действительно реальную партийную систему, чтобы каждая партия представляла общественные интересы, которые могла их защищать.
Комментарии