Министерство здравоохранения Киргизии сделало ещё один шаг к разрешению тупиковой ситуации с детским отделением при Национальном центре онкологии. Чтобы разгрузить его, было принято решение создать второе детское отделение на юге республики, на базе Ошской межобластной детской клинической больницы. Если Фонд обязательного медицинского страхования достигнет соглашения с министерством по частичному его финансированию, то отделение детской онкологии и гематологии откроется с 1 января 2015 года. Мера действительно необходима: почти 70% детей, находящихся в отделении, прибыли из Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей. Создание пункта помощи онкобольным детям в регионе поможет не только разгрузить отделение на базе Национального центра онкологии, но и, возможно, диагностировать онкозаболевания на ранней стадии. Об этом News-Asia рассказала заведующая отделением детской онкологии Национального онкологического центра Гульнара Джунушалиева.
– Я не унижаю достоинство моей предшественницы, Дамиры Байзаковой. Она – Доктор с большой буквы: все эти годы она проработала в детском отделении онкоцентра одна. И надо отдать ей должное, что она тянула всё это сама. То, что администрация долгие годы не замечала такого состояния – придавало дополнительные сложности её работе, ей было запланировано большое дело по переводу отделения в другое здание, и нам надо его продолжать. Сегодня, переехав из девяти маленьких палат, серых, тёмных, грязных, где могло находиться до 10 человек, мы решили проблему скученности. Но не до конца. Обращаемость детей в отделении настолько велика, что мы столкнулись с тем, что только за 4 месяца количество новых первичных лейкозных и раковых больных оказалось более двадцати. И это не считая солидные (твёрдые, прим.авт.) опухоли! Если каждые четыре месяца у нас будет такой наплыв больных, и не будет реформировано и расширено наше отделение – будут те же проблемы: скученность и невозможность оказать необходимую помощь всем. Раньше в отделении был один доктор на 40 детей - Дамира Байзакова. Сейчас врачей – четверо на 50 больных. Но им тяжело работать и мы нуждаемся в дополнительных специалистах: ведь каждому из больных нужно индивидуальное и почасовое наблюдение, – констатирует она. – Нет у нас и круглосуточной палаты интенсивной терапии, чтобы вести наблюдение за больными, не имеем штатов: медсёстры перерабатывают. Раньше вообще была только одна медсестра, работавшая круглосуточно. После небольшого расширения их стало двое: одна вообще работает круглосуточно, вторая – днём, сидит на системах, как белка в колесе. Поэтому мы неоднократно просили министерство здравоохранения о дополнительном отделении на юге республики: 70 % детей поступает именно оттуда. Полагаю, в первую очередь виновато питание и будущей матери, и ребёнка. Влияют на здоровье и лекарства, которые сегодня без контроля принимаются матерями во время беременности, и экологическая обстановка. Поэтому половина заболеваний, с которыми мы сталкиваемся – врождённые. И если на юге откроют ещё одно отделение, хотя бы на 18-20 коек – нам станет легче работать.
Есть и другие проблемы, мешающие реализации задуманного. Если для столичного отделения кадры нашлись, то для работы в Оше подготовить их – большой труд. И привлечь заработной платой, которая, к слову, составляет у простых врачей отделения от пяти тысяч до восьми, а если есть категория, то и до девяти тысяч сомов – нельзя. Например, в КРСУ имени Б.Н.Ельцина есть кафедра онкологии, лучевой диагностики и терапии, и есть студенты, выбирающие детскую онкологию как направление для будущей специализации. Но ни один из ординаторов, проходящих практику в отделении, пока не пришёл работать туда после окончания обучения – уже на постоянной основе. Нужна и подготовка протоколов, по которым лечат каждое онкозаболевание. Киргизские протоколы давно и безнадёжно устарели.
– Нам нужно обучаться, чтобы не отставать от международных стандартов лечения онкозаболеваний и создавать приемлемые условия лечения. Необходимо и дополнительное финансирование: больных всё больше, и то количество препаратов, которое необходимо нам на сегодняшний день, гораздо больше того, что нам выкупает НЦО. Это мизер. Очень много нам помогают фонды, например, «Help the Children-SKD», в покупке дорогих химиопрепаратов. Мы ждём приезда доктора Мартина Фридриха из Германии – он может взять на себя проблему финансирования и обучения наших специалистов, помочь с согласованием с протоколами лечения. Адаптировать систему, по которой мы лечим в республике, под новейшие протоколы, действующие в мире, невозможно - нет условий и препаратов. Минздрав республики пытается идти нам навстречу, но пока результаты вы видите сами, - подводит итог своей работы за 4 месяца Джунушалиева.
Фото Романа Гайнанова
Комментарии