Если вы не любите рекламу, то, скорее всего, вы просто ещё не знакомы с лучшей её стороной. На самом деле, отличить хорошую рекламу от плохой очень просто. Если последняя, как правило, вызывает раздражение и недоумение, то качественные образцы рекламной индустрии восхищают, вдохновляют и заставляют задуматься. 22 ноября в пресс-центре News-Asia состоялся показ рекламных роликов «Happy Eaters: Re:Play», где были представлены наиболее яркие и креативные работы со всего мира.
Короткометражные шедевры
Можете ли вы представить, что будет, если все бабушки и дедушки научатся пользоваться интернетом и социальными сетями? Российские рекламщики представили, и получилось довольно мило и забавно. А как вам трогательная панда, которая может не на шутку обидеться, если кто-то откажется от сыра, названного в её честь? Или вот ещё: человек за рулём едет куда-то по своим делам, как вдруг к нему в машину подсаживается смерть и говорит: «Прости». Но рекламируемая марка автомобиля настолько послушна и безопасна, что водителю удаётся избежать несчастного случая – и «гостю с косой» ничего не остаётся, как принять ответные извинения.
Действительно, реклама может быть интересной и вызывать положительные эмоции, и чтобы доказать это, в Бишкеке был создан проект «Happy Eaters». Первый показ рекламных роликов состоялся в апреле 2014 года. Мероприятие, которое прошло в минувшую субботу в пресс-центре News-Asia, - уже пятое по счёту. В новую подборку «Happy Eaters: Re:Play» вошли лучшие ролики из всех предыдущих показов. В целом просмотр занял три часа, но это время пролетело незаметно. В том-то и отличие хорошей рекламы: смотреть её – одно удовольствие.
- «Happy Eaters» - это, в первую очередь, эксперимент. Каждый раз что-то меняется, будь то подборка роликов, помещение или формат показа, - говорит один из организаторов мероприятия Renard Fox. – Например, формат «нон-стоп», которым запомнился третий показ, появился совершенно случайно, по техническим причинам. До этого был строгий регламент: после каждого ролика – пауза для обсуждения.
- Кто и как готовит показы «Happy Eaters»?
- Всеми организационными вопросами занимаются два человека: я и Влада Панурова, По сути, это сторонний проект «Creative Team Event Agency», где мы работаем. И это тоже своего рода реклама организации: если даже два сотрудника могут организовать мероприятие, что уж говорить о том, на что способна вся команда! Обычно мы выбираем тему, и я делаю подборку. Потом мы смотрим эти ролики, выбираем самые лучшие и монтируем их. Но даже в процессе монтажа подборка может сильно измениться. На самом деле, коллекция рекламы гораздо больше, но часть роликов просто не проходит отбор, потому что они не настолько «цепляют».
- Как ты находишь подходящую рекламу?
- Чаще всего, по брендам или по студиям, которые создают рекламу. Можно заметить, что Honda, Audi и Wolkswagen делает самые лучшие ролики среди авто, поэтому в подборке часто встречается реклама именно этих марок, хотя я искал и другие. Моё личное наблюдение: чем круче марка, тем меньше у неё хорошей рекламы – исключение составляют, разве что, Mersedes и BMW.
Ролики копятся постепенно. Часто бывает, что перед показом накидывается чуть ли не половина коллекции. Это действительно очень трудоёмкий процесс. Допустим, я просматриваю различные паблики с избранными рекламными роликами, и из 50 выбираю только два. Нужно быть очень увлечённым человеком, чтобы смотреть рекламу с таким же интересом, как люди смотрят фильмы.
- А вдохновила на создание «Happy Eaters» знаменитая «Ночь пожирателей рекламы», не так ли?
- Эти два проекта можно сколько угодно сравнивать, но коллекция рекламы появилась у меня задолго до того, как я узнал, что такое «Ночь пожирателей рекламы». На самом деле, без неё показов «Happy Eaters» попросту не было бы, потому что только благодаря «Ночи пожирателей рекламы» стало понятно, что людям это интересно.
- Подборки состоят, в основном, из зарубежных роликов. А что насчёт отечественных?
- Есть один кыргызский ролик на социальную тему, который действительно стоит того, чтобы его увидеть, - это «Ырыс алды ынтымак» (режиссёр Актан Арым Кубат). В своё время он даже стал бронзовым призёром на международном фестивале рекламы «Каннские Львы». Хорошая российская реклама тоже встречается, но её очень мало. Почему? Это зависит от клиента, ведь считается, что заказчик всегда прав. По сути, самые классные ролики – это те, которые дизайн-агентства делают для себя.
- Когда мы сможем увидеть новую подборку?
- Так повелось, что показы «Happy Eaters» проводятся один раз в сезон. Следующий мы планируем провести в конце января-начале февраля. Он будет посвящён социальной рекламе и мотивации.
Светлое рекламное будущее
Насмотревшись на зарубежные шедевры рекламы, невольно задумываешься о состоянии местной рекламной индустрии. К сожалению, то, что мы видим на телеэкранах или на улицах города едва ли способно нас удивить. Впрочем, всё не так плохо. О том, к чему нужно стремиться и на что можно надеяться, News-Asia рассказала одна из организаторов Центральноазиатского фестиваля рекламы Red Jolbors Fest Сабина Рейнгольд:
- Креативная реклама – это нестандартные, незашоренные решения, которые привлекают внимание своей неординарностью. Это идея, которая способна выделить продукт из массы похожих товаров и решить маркетинговую задачу. Примеров можно привести тысячи. Остановлюсь на одной из работ российского рекламного агентства «Восход», которое считается креативным агентством №1 в стране, - грильборд. В течение недели жители Екатеринбурга могли видеть огромное изображение куска сырого мяса, а потом билборд подожгли, и стейк «поджарился».
Еще мне очень нравится их работа для китайского ресторана – они создали фигуру дракона из бамбуковых палочек. Кстати, арт-директор «Восхода» Владислав Деревянных дважды приезжал на Red Jolbors Fest в качестве спикера и жюри.
Из других примеров – «зацепила» реклама стекла Scotchshield. Сделана она давно, но до сих пор ее вспоминают. Прямо на улице установили стеклянный сейф с 3 миллионами долларов. Каждый желающий мог попробовать разбить стекло и забрать деньги. Само собой, это никому не удалось, зато эффект от рекламы оказался потрясающим.
Из видеорекламы хотелось бы отметить потрясающий рекламный ролик, созданный в рамках программы P&G «Спасибо, мама!». По-моему, он вызовет эмоции даже у самого черствого человека.
Отличную задумку воплотило в жизнь аргентинское издательство Eterna Cadencia - «Книга, которая не может ждать». В 2012 году эта рекламная кампания получила приз на самом престижном фестивале рекламе «Каннские львы». После того, как покупатель достает книгу из специальной упаковки, в течение двух месяцев текст полностью исчезает со страниц. Таким образом, издательство хотело привлечь внимание общественности к чтению книг и популяризировать авторов.
Не могу не отметить один из самых популярных роликов этого года, подготовленный для Vovlo с участием Ван Дамма. После выхода этой рекламы появилось множество пародий. В том числе, наше рекламное агентство Antares сделало одну из них для ЗАО «Шоро», причём мастерство исполнения было настолько хорошим, что ее отметило жюри нашего фестиваля
Также из центральноазиатских работ заслуживает внимания рекламная кампания казахстанского агентства GForce, которому жюри Red Jolbors присудило Гран-при фестиваля. Название работы - «Антонио Бандерас - менеджер банка». Ролик повествует о том, как знаменитый голливудский актёр приехал в Казахстан, чтобы попробовать себя в роли обычного банковского работника. И это лишь малая часть примеров креативной рекламы, которые хотелось бы привести.
- Как можно оценить состояние отечественной рекламной индустрии?
- В Кыргызстане есть попытки создания креативной рекламы, и я думаю, что это дело времени. Пока у наших специалистов мало опыта, рынок только начинает свое развитие. У нас нет крупных сетевых агентств, что тоже тормозит развитие рынка, в том числе с точки зрения креатива. Заказчики не готовы к смелым и неординарным идеям, предпочитая стандартные решения. Но ситуация начинает меняться. Для этого мы и проводим Red Jolbors – хотим развивать рекламный рынок не только благодаря образовательной составляющей, но и с помощью конкурса лучшей рекламы в регионе. По сравнению с 2013 годом уже есть прогресс, и это не моё личное мнение, а заявления представителей жюри фестиваля. Работ подано было больше, среди них, соответственно, больше и креативных. Думаю, на Red Jolbors в 2015 году мы увидим больше яркой, интересной и креативной рекламы.
Галина Шепелева, профессор, кандидат филологических наук:
- Реклама, реклама… В поисках оригинальной подачи её составители идут на всё: на нарушение языковых норм, создание нелепых сочетаний слов, безвкусицу, несуразицу. Чем нелепее, тем лучше. Лишь бы зацепило.
Есть в Бишкеке магазин для женщин под названием «Дамочка». Приторно и слащаво. Ладно, в парикмахерских, то бишь в салонах красоты, «Дамские залы»: ходят туда, видимо, не женщины, а только дамы. Ну, а в этот магазин не просто дамы, а дамочки… Я бы сюда не зашла.
Мебельный салон «Мебелион». Совсем не по-русски. А если просто «Мебель»? Нет, не то: «Мебелион» позаковыристее как-то, поиностранней.
Вот свадебный салон по Киевской носит название «Колет», что вызывает недоумение: кто кого и зачем кОлет? И зачем тогда вступать в брак, если кОлет? А может, имеется в виду французское женское имя КолЕт, которое знают далеко не все горожане? Вряд ли целесообразно выбирать такие «разночитаемые» варианты названий, которые вызывают нежелательные ассоциации.
Непритязательный магазин обуви со странным названием «Лапти хаус» с подзаголовком «Всё для ваших ножек». Попробуем разобраться в названии. Ну, лапти – всё ясно: плетёная обувь из лыка, охватывающая только часть ступни. А вот хаус? Может, от немецкого Haus – дом? Тогда получается дом лаптей? «Ваши ножки» лучшего не заслуживают?
«Впервые в Кыргызстане качественный глянец» - гордо сообщает билборд в центре города. Глянец обычно наводят – это ведь блеск начищенной, отполированной поверхности чего-либо. А подразумевается, видимо, глянцевый журнал. И почему бы не назвать как положено?
«Домострой»: рекламируется всё, связанное с благоустройством жилья. Но так ли удачно название? Дело в том, что издавна слово «домострой» имеет значение «домоустроение, ведение домашнего хозяйства, нравственные правила поведения домочадцев в быту». Слово пришло из названия книги «Домострой» священника Сильвестра (XVI в.), пользующейся большой популярностью. А в XIX в. это слово приобретает современное негативное значение: патриархальный, косный уклад при строгом подчинении главе семьи; символ забитости женщины и самодурства хозяина – мужа. Вот и решайте, насколько удачное название выбрали рекламисты.
К сожалению, составители рекламных текстов и «придумыватели» названий кафе, ресторанов, «обменок» и т.д. забывают о том, что назначение рекламы – не только привлечь внимание, «зацепить», но и воспитать языковой вкус горожан. Поэтому неграмотность, несуразность в этом деле столь же оскорбительны и неприятны, как и небрежная, засоренная речь человека. Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с нашим городом начинается с «языка улицы». Пусть он будет достойным.
Комментарии