Информационный рынок России в 2015 году претерпит значительные изменения. Около 50 % газет и журналов, которые привыкли читать и выписывать россияне, вынуждены будут закрыться. Причиной сокращения рынка станут строгие законы, принятые в минувшем 2014 году, лишившие СМИ источника дохода в виде рекламы алкоголя и табака, а так же дополнительные затраты на полиграфические материалы, возросшие из-за снижения курса рубля.
Неутешительный прогноз для работников прессы представил заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин.
- Мы считаем, что необходимо предпринять экстренные шаги по либерализации рекламного рынка. Если этого не сделать, то уже к концу 2015 года мы примерно половины СМИ в стране недосчитаемся, - рассказал он в интервью «Российской газете». - В этой связи нужно сделать рекламный рынок более свободным и более гибким. Это касается, в том числе, и рекламы алкоголя, и не только на телевидении, но и в печатных СМИ. Возможно, речь может идти о рекламе табака. Медиаиндустрия считает, что это тоже могло бы помочь поправить финансовое положение. Пока ситуация следующая. Если говорить про печатные СМИ, то из-за падения курса рубля увеличатся траты на многие компоненты, используемые в полиграфии. Их в основном покупают за валюту. И речь идет не столько о бумаге, сколько о расходных материалах - краске, пластинах, компонентах, предназначенных для промывки машин. Поэтому прогноз такой: цены на бумажные издания вырастут на 30-50 процентов. И примерно настолько же упадут объемы рекламы в газетах. В глянцевых журналах, кстати, падение будет еще больше. И если не предпринять экстренных шагов, чтобы поддержать прессу, то прогнозы на 2015 год для отрасли будут неутешительными. Понятно, что есть два варианта поддержки - дать государственных денег или разрешить зарабатывать на рекламе. Государственных денег нет. Значит, надо разрешить зарабатывать. Не разрешим зарабатывать - получим десятки тысяч безработных журналистов уже в 2015 году.
Аналогичным образом сложится судьба не только у сотрудников печатных изданий. Законодательные инициативы 2014 года, вылившиеся в федеральные законы, повлияют и на работников телеканалов. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе»». Его автор, лидер «Российской партии пенсионеров за справедливость» Игорь Зотов счёл, что частные телеканалы не должны получать сверхприбыль за счёт доходов от подписки и рекламы. Теперь реклама запрещена на платных кабельных и спутниковых телеканалах, а также на каналах, имеющих возможность онлайн-трансляции в Интернете. Согласно списку Роскомнадзора, составленному по итогам анализа вещательных лицензий, набралось 1400 каналов (300 из них – федеральные), подпадающих под закон. Новшество не касается общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телересурсов, распространяемых посредством наземного эфирного вещания. Как следствие, рынок телерекламы будет склонен к тенденциям монополизации.
Монополистам удастся получить и дополнительный заработок от рекламы пива и алкогольных напитков: с 1 января 2015 года для алкогольной промышленности вступили в силу некоторые поблажки. Новый Федеральный закон от 31.12.2014 № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует не только классификацию алкогольной продукции и даёт большую свободу виноделам. Согласно документу, в эфире спортивных телеканалов и радиостанций РФ с 23.00 до 7 часов утра разрешено рекламировать пиво и алкогольные напитки, произведённые в стране. Исключение составляет трансляция матчей - онлайн и реклама, разбивающая запись детских и юношеских соревнований. Таким образом, у виноделов и виноградарей РФ появится шанс рассказать о себе и своём товаре большому числу сограждан и потенциальных партнёров, у телеканалов в «белом списке» - получить дополнительную прибыль.
Чтобы возместить убытки от отсутствия рекламы, телеканалы, не входящие в топ монополистов, вынуждены будут повысить абонентскую плату, которую согласны будут платить не все пользователи услуг, и многим кабельным ресурсам придётся закрыться. Без работы останутся более 2 тысяч человек. Предотвратить медиакатастрофу решили в Общественном народном фронте, обратившись к президенту Владимиру Путину после новогодних каникул с предложением пересмотреть закон и оказать кабельщикам финансовую поддержку.
- Буквально в первые рабочие дни января мы начнём работать по этой теме и постараемся как можно быстрее представить конкретные, сформулированные предложения в виде поправок в закон «О рекламе», – сообщил журналистам сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. – Для работы над проектом будет привлекаться широкая экспертная база, в которую войдут не только представители ОНФ, но и региональных и муниципальных кабельных телеканалов.
Комментарии