По его словам, никакого вывода американских войск из Афганистана в ближайшее время не будет. Согласно договору, подписанному правительствами Афганистана и Соединенных Штатов, американские войска имеют право дислоцироваться на территории ИРА в 21 населенном пункте, в том числе на девяти крупных военных базах, восьми гражданских аэропортах, к этой же категории относятся все наземные пункты пропуска, за исключением иранского участка.
- США обеспечили себе точки входа. Имея сильную военно-транспортную авиацию, Штаты могут мобильно перебрасывать в регион силы, снабжение, и не тратить деньги, не создавать социальные проблемы. Американцы продолжать контролировать страну, не ведя при этом боевых действий, - отмечает Александр Князев. - С сентября 2014 года Соединенные штаты практически не вели военных операций в Афганистане. Те военные действия, которые происходят сегодня, ведутся исключительно афганскими силами безопасности, полицией и т.д. Американцы в этом не участвуют – они обеспечивают собственное присутствие и охраняют себя. Поэтому о полном выводе американских войск из Афганистана можно будет говорить только в том случае, если когда-либо по своим внутренним причинам американцы сочтут ненужным присутствовать в ИРА. Пока же они будут пытаться усиливать свое присутствие, в том числе и военное, сетевым образом, особенно в постсоветских странах Средней Азии.
Историк подчеркивает, что для центральноазиатского региона важен север Афганистана, на территории которого ситуация, с террористической точки, зрения разнообразна.
- Сейчас силовики Таджикистана часто говорят о концентрации боевиков различных группировок у границы. По моему мнению, каких-то прямых угроз для таджикской границы, не говоря уже о глубоком проникновении и переходе на территорию Киргизии, нет. Члены всех этих группировок не настолько глупы, чтобы идти в прямую атаку через Пяндж, - уверен Князев. - Существуют совершенно иные методы для дестабилизации ситуации. Все эти группировки, а их в Бадахшане порядка 100, численностью от 10 до 20 человек. Начиная с 2010 года, эти группировки формируются с учетом своей исламистской идеологии по этническому признаку. Существуют казахские, татарские, чеченские, киргизские, таджикские, туркменские и многие другие группировки. В нужный момент они могут быть собраны воедино, как это сейчас происходит на северо-западе с туркменскими группировками. У границ Таджикистана эти группы заняты немного иными направлениями, например, противодействием китайским проектам, которые мешают пакистанской стороне. Задача срыва китайских коммуникационных программ будет превалировать в ближайшее время в Бадахшане и других районах. Эти боевики держат связь со своими представителями. Лидеры таджикских группировок могут позвонить в Таджикистан, киргизских в КР. В Киргизии, к слову, вызывает беспокойство Баткенская область и некий «шейх Улугбек», как он сам себя называет. Этот человек координирует вербовку и подготовку боевиков в этой части республики. Есть такие же фигуры и в Узбекистане, Казахстане, в СУАР. В случае, если этим людям будет поставлена задача дестабилизировать ситуацию в регионе, несколько координаторов смогут прилететь в пункт назначения по легальным документам из Москвы, Стамбула или еще откуда-нибудь и начать действовать на месте. При той коррупции и слабости силовиков, которая существуют в странах региона, добыть оружие не составит трудностей. Даже в странах с более-менее сильными силовыми институтами, например, в Казахстане или Узбекистане, не говоря уже о горах Таджикистана или Киргизии.
Не вызывает опасений у Александра Князева и центральный отрезок, соединяющий Афганистан с Узбекистаном, поскольку традиционно ситуация на этом участке была спокойной и находилась под контролем правительственных служб РУз. Чего нельзя сказать о западном участке границы ИРА с Туркменистаном, который последнее время вызывает наибольшее беспокойство.
- Там сформировалось несколько группировок так называемых туркменских талибов – это местные этнические туркмены и граждане этой страны, разными способами перебравшиеся в Афганистан. Сейчас на этой территории идет формирование крупных отрядов. В Фарьябе собирается группировка численностью около 3000 человек, в Багдисе – порядка 2000. Примерно 30 процентов этих боевиков – граждане Туркменистана, что свидетельствует о том, что в этой «нейтральной» республике не всё благополучно, раз граждане находят возможность убыть за границу, - комментирует ситуацию эксперт. - На данный момент примерно 25 процентов туркменской границы с афганской стороны контролируются не какими-то правительственными силами Афганистана, а вот этими туркменскими группировками. Ежедневно происходят столкновения на рубеже двух государств, участились они с ноября 2014 года. Раненых туркменских пограничников везут уже даже в ашхабадские госпитали.
Со слов Князева, на стыке трех границ – Узбекистана, Афганистана и Туркменистана – существует еще одна угроза. На туркменском участке этой территории расположено Зеитское водохранилище, которое является главным водозабором Большого каракумского канала. Туркменские талибы находятся сегодня в 3 километрах от него. Начиная с 90-х годов этот участок с туркменской стороны практически не охранялся, посему он является место транзита из Афганистана наркотиков и оружия, местом нелегального пересечения людей.
- В те годы Ислам Каримов предлагал Сапармурату Ниязову совместную охрану этого участка, однако Туркменбаши отказался. Усложняет ситуацию и то, что Туркменистан, объявив себя нейтральным государством, специфически развивал свои силовые структуры. Военная доктрина этой страны подразумевает, что Туркмении нет военных угроз извне, поскольку все признают нейтралитет, поэтому в республике сохранились сильные структуры, направленные на устранение угроз внутри страны, однако очень слабы армия и пограничные силы, - констатирует Александр Алексеевич. - Сейчас Туркменистан строит на афганском участке новые заставы, пытаясь защититься, перебрасывает людей, но Ашхабад не успевает угнаться за процессом. Более того, существуют территориальные претензии афганских туркмен, потомков басмачей, к Туркменистану. Они требуют реституции, им есть за что воевать. Увы, но кроме туркменских военных к защите территории не сможет подключиться никто. В случае начала подобных действий в Таджикистане на защиту республики встанут силу ОДКБ, российская 201-я дивизия. Таджики в этом смысле более защищены, нежели Туркменистан.
Комментарии