Заявку на принятие у себя зимнего спортивного торжества республика подала в начале лета 2014 года. На звание олимпийской столицы претендовали Алма-Ата, Пекин и Осло. Осло отозвал свою кандидатуру - правительство Норвегии решило, что не готово предоставить требуемые финансовые гарантии. И если в Китае новость о том, что столица может вновь стать олимпийской, население восприняло с восторгом, то в Казахстане всплеска патриотизма не произошло - гражданские активисты начали собирать подписи под петицией в адрес МОК с просьбой запретить проведение Олимпиады -2022 . Но всё оказалось напрасно: республика смогла предоставить финансовые гарантии и заявку по должной форме, и, несмотря на то, что о малых шансах Казахстана на победу заявляли открыто спортивные чиновники, комиссия прибыла в республику в середине февраля.
Чиновники посетили инфраструктуру и спортивные объекты, оставшиеся от проведения Азиады-2011 в Астане и Алма-Ате, а так же ознакомились с проектами ледового дворца на 3 тысячи человек, двух ледовых катков, журналистского городка, олимпийской деревни и международного терминала аэропорта, которые появятся в рамках подготовки к алматинской Зимней Универсиаде-2017 и послужат Олимпиаде-2022. И положительно оценила подготовку республики.
- Предложения Казахстана продвигают и поддерживают цели устойчивости, наследия и сокращения расходов, не компрометируя ключевые требования для успешного проведения Олимпиады, - отметил на брифинге после окончания работы Александр Жуков. - Нужно согласиться с тем, что Казахстан обладает очень красивыми горами, впечатляющими спортивными сооружениями. Народ со страстью относится к Зимним видам спорта. Наша задача в этом визите состояла в том, чтобы предоставить всестороннюю оценку каждой заявке, чтобы удостовериться, что члены Международного олимпийского комитета (МОК) владеют достаточной информацией для принятия ответственного решения. Полный отчет нашей комиссии будет опубликован первого июня. Оценочная комиссия будет использовать те же самые процедуры и критерии во время визита в Пекин, который пройдет в марте. 9 июня оба города-кандидата получат возможность представить свои предложения по заявке напрямую и выступить перед членами МОК. 31 июля в Малайзии будет объявлен победитель. Конечно, я не могу предсказать, что будет происходить во время сессии Международного олимпийского комитета МОК, где будет приниматься решение. Для меня будет неправильно говорить о слабых или сильных сторонах города-кандидата. Могу заверить, что наш визит подтвердил, что Алматы в состоянии успешно провести Зимние Олимпийские игры в 2022 году.
Правда, в список объектов для Игр были внесены изменения. Горнолыжный «Шымбулак», по мнению представителей международной федерации горнолыжного спорта, неприемлем для проведения соревнований по горнолыжному спуску – их перенесут в «Алатау».
В социальных сетях новость о высокой оценке стараний спортивных чиновников РК МОК восторга не вызвала.
-Прочитала, что оценочная комиссия МОК забраковала Шымбулак для проведения олимпийских соревнований, и, признаюсь, испытала такое злорадство. Ну никакого патриотизму! Пусть бы МОК забраковал и осмеял все – объекты, дороги, города, а самое главное, наши нуворишские потуги на Олимпиаду. Пусть смеются – только не едут в гости к нам, - высказалась в своём «Фейсбуке» Гульнар Бажкенова, шеф-редактор «Esquire.kz». - И насчет гражданского общества. Я ни к чему не призываю. Это лишь замечание, наблюдение. Без всяких социологических опросов, (которых в нашей стране в принципе нет, потому что любой социологический опрос подразумевает общество, общественное мнение, чего в наших краях со времен Сталина не любят и боятся) понятно, что большинство казахстанцев не радует идея проведения в стране Олимпиады, как, впрочем, и других помпезных мероприятий. Но где протесты горожан? Их нет. А к сведению: многие города проигрывали свои заявки только из-за этого – из-за того, что местное население активно выступало против. На МОК это сильно влияет.
Другая точка зрения – Олимпиада-2022 может и пойти на пользу стране, если средства, выделенные на неё, будут разворованы по минимуму.
-Для меня гораздо важнее итоговый результат. Если после Олимпиады мы получим хорошую инфраструктуру, новые доступные стадионы, спортивный бум, то я «за» её проведение. Если после Олимпиады всё вернётся на круги своя, то я «против» Понятно, что будущее предсказать невозможно. Можно сравнивать с другими примерами. Возьмем Сочи. Я разговаривал с нашим бывшим футболистом, который там живет. Так вот он очень рад тому, что у них прошла Олимпиада (он не функционер и бизнес на Олимпиаде не был завязан). Думаю, что он не один такой. С другой стороны, наверняка есть сочинцы, которые недовольны проведением Игр. Я с интересом читаю мнения «за» и «против», но, к сожалению, аргументированных среди них очень мало: «Много протестов! Их затыкают!» - где протесты, какие протесты? Или - «Олимпиада - дорогостоящее мероприятие. Лучше бы эти деньги пустили на строительство школ и больниц». У нас на это строительство, полагаю, выделялось уже достаточно средств. А результат есть? Надо просто правильно распоряжаться деньгами - хоть выделенными по госпрограмме, хоть своей зарплатой, - полагает Сергей Райлян, журналист республиканской газеты «Караван».
Однако в целесообразном использовании казахскими чиновниками 880 миллионов долларов США, которые МОК пообещал выделить столице-победительнице, возникают большие сомнения – достаточно вспомнить организацию Азиады-2011.
Комментарии