Центризбирком Узбекистана огласил первые итоги состоявшихся накануне президентских выборов. Со значительным перевесом, обогнав троих соперников, в борьбе за президентское кресло, и получив 90,39 процентов голосов, победил действующий глава государства – Ислам Каримов. Выборы -2015 стали для него последними.
В этом году международные наблюдатели столкнулись с высокой явкой избирателей: необходимый порог в 33 процента проголосовавших набрался уже через 4 часа после начала голосования – к 10 утра, а к закрытию участков свой гражданский долг отдали 18 млн. 928 тысяч человек из 20 млн. 798 052 граждан, включённых в списки. И некоторые из наблюдателей отрапортовали: нарушений на выборах нет, что могли бы взять в пример другие страны мира.
- Высокая активность электората говорит о росте политической активности граждан Узбекистана, которые чётко осознают, что от их решения зависит дальнейшее развитие страны, – отметил председатель Центризбиркома Мирзо-Улугбек Абдусаломов на пресс-конференции по итогам выборов. – Согласно предварительным итогам выборов Президента Республики Узбекистан, за Ислама Каримова отдали свои голоса 17 122 577 избирателей или 90,39 процентов от общего числа избирателей, за Наримона Умарова – 389 024 или 2,05 процентов избирателей, за Акмаля Саидова – 582 688 или 3,08 процентов избирателей, за Хотамжона Кетмонова – 552 309 или 2,92 процентов избирателей. В настоящее время Центризбирком рассматривает протоколы и другие документы, предоставленные окружными избирательными комиссиями. В соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» все они, а в случае необходимости - и материалы отдельных участковых избирательных комиссий, будут еще раз тщательно проверяться Центризбиркомом. Лишь после этого Центральная избирательная комиссия примет решение по итогам выборов.
Тем не менее, исход выборов уже очевиден. С сохранением за собой поста главы государства Каримова уже поздравили президент России Владимир Путин и казахский коллега Нурсултан Назарбаев, у которого скоро тоже перевыборы на должность . Таким образом, Ислам Абдуганиевич будет править Узбекистаном ещё пять лет, вопреки заявлениям о коме и недовольству оппозиции и зарубежных международных правозащитных организаций. Каримова называют центральноазиатским диктатором, но, несмотря на миллиардные коррупционные схемы и преследование инакомыслящих, а так же использование бюджетников, школьников и студентов на сборе хлопка, народ исправно голосует за него. Экономика развивается зарплаты и пенсии регулярно растут, ветераны ВОВ получают регулярную поддержку, а чиновникам хоть изредка, да дают по рукам, ограничивая расходы - это заставляет жителей РУз мириться с остальными проявлениями несправедливости: новый глава государства может оказаться ещё хуже. Эту позицию международников разделяет и глава ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева.
- С одной стороны репрессивная политика Ислама Каримова ведёт к радикализации общества и, конечно, росту религиозных настроений. Этот факт очень сложно отрицать. Я думаю, те люди, которые связывают стабильность в Узбекистане с именем Ислама Каримова - у них ошибочное представление. Если бы Каримов дал возможность обществу почувствовать какую-то свободу, хоть какое-то право выбора, а не выживание, то, конечно, не было бы такого роста радикализации в обществе. Сейчас мы пришли к тому, что возникает угроза со стороны Исламского государства, и люди просто разуверились. Они перестали верить в демократию. Многие люди, среди наших заявителей, разочаровавшись, уезжают в Турцию. В Турции не могут получить статус беженца, в тюрьмах умирают их родственники. Посмотрите, в тех же рядах вооруженной оппозиции оказались именно те, кто в 1995-м, 1996-м, 1998-м был вынужден покинуть Узбекистан, спасаясь от репрессий. Ислам Каримов - это как привычка. При его режиме растёт уже второе поколение. Люди не знают другого. У людей нет возможности сравнить с условиями жизни людей в свободном обществе, поэтому они и связывают свое представление о стабильности с диктатором Каримовым, - высказала свою гипотезу правозащитница в интервью RFI.
Комментарии