Абоненты основных сотовых компаний в Таджикистане получили накануне SMS с уведомлением, что с 1 февраля компании вынуждены повысить стоимость своих услуг на 3%.
Мобильные операторы объясняют данное повышение тем, что в конце прошлого года в Налоговый кодекс страны были внесены изменения, согласно которым на услуги сотовых операторов введен акцизный налог в размере 3%.
Акциз является косвенным налогом и устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу. Иными словами, введение акциза на мобильную связь поставило услуги сотовых операторов на одну ступень с товарами, оказывающими вредное воздействие на общество и окружающую среду. В некоторых странах в список таких товаров входят бензин и другие неблагоприятные для окружающей среды виды топлива, а также алкоголь и табачные изделия.
Однако многих экспертов беспокоит другое: новый налог на услуги сотовой связи, и как следствие этого, подорожание мобильной связи ударит по карману среднего потребителя.
Из-за относительной дешевизны в последние годы в Таджикистане наблюдалось активное использование мобильной связи. В этой 7,5-миллионной стране «мобильниками» пользуются около 6 миллионов жителей. Конкуренция между сотовыми компаниями привела к снижению тарифов сотовой связи, которая до последнего времени была самой дешевой в Центральной Азии.
На сегодняшний день на рынке мобильной связи в Таджикистане действуют восемь компаний MLT, «Babilon-m», «Tcell», «Beeline», «Телеком inс.» (Skytel), «ТК-mobile», ОАО «Таджиктелеком» и «Telecom technology Ltd.».
Совокупный ежегодный доход этих компаний составляет около 320 миллионов долларов США.
Министр финансов Таджикистана Сафарали Наджмиддинов отмечает, что в республике одни из самых низких по региону ставок по налогам для мобильных компаний. «В общей сложности ежегодный оборот мобильных операторов Таджикистана составляет 1 млрд. 800 млн. сомони (320 миллионов долларов США). По сравнению с этой цифрой налоговые платежи от этих компаний незначительны», - сказал Наджмиддинов.
Комментарии