Необходимость возведения заводов для локального производства иномарок концерном возникла в связи с изменением российского законодательства. Все поставляемые для госнужд с 2014 года товары должны соответствовать жесткому набору требований: предприятие-производитель должно иметь локальные предприятия на территории России, Белоруссии или Казахстана, при этом осуществляя не менее пяти производственных операций. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличилось до шести, с 1 января 2016 года их будет уже 8, а с 1 января 2017 года на локальном производстве компании должно быть запущено не менее 10 проектов. Благодаря этой мере автопроизводители, не имеющие точек промышленной сборки продукции на территории РФ, с 2014 года лишились права участия в тендерах на поставки машин госчиновникам. Согласно отчёту Ассоциации европейского бизнеса, убытки в размере около 3% от всей торговли с РФ от недопуска к тендеру понёс и Mersedes-Benz, тем не менее продав 49, 2 тысячи авто и заработав при этом на 10,8% больше, чем в 2013 году. Эксперты Daimler подсчитали, что в ближайшие пять лет объём продаж авто концерна в стране возрастёт до 150-200 тысяч в год, и гораздо выгоднее производить технику локально, не оплачивая импортной пошлины. К тому же, в марте 2015 года представители General Motors заявили об уходе с российского рынка и сворачивании производства, что даёт дополнительное конкурентное преимущество для покорения авторынка.
- Переговоры продолжаются. Более того, скажу, что их представители постоянно в городе (Петербурге, прим. авт.) находятся. Всего рассматривают три региона: Санкт-Петербург, также это Казань, где у них есть сборка грузового автотранспорта, и Свердловская область, - рассказал журналистам президент Российского инвестиционного агентства Юрий Спиридонов после заседания инвестиционного совета Санкт-Петербурга.
Каждая из точек имеет свои преимущества. Татарстан – регион, удобный для поставки автокомпонентов, к тому же уже имеющий автопроизводство. В конце 2014 года в Набережных Челнах открылся модернизированный завод Ford Sollers с конвейером под кроссовер Ford EcoSport и городской хетчбэк Ford Fiesta. К республике в качестве автопартнёра присматривается и крупнейший китайский автоконцерн Dongfeng, договорившийся в феврале 2015 года о размещении в особой экономической зоне «Алабуга» предприятия по крупноузловой сборке хэтчбеков кроссоверной внешности Dongfeng H30 и седанов Zotye Z300 общим количеством до семи тысяч автомобилей в год. Примечательно, что Китай планирует не только собирать машинокомплекты, но и со временем начать сворку и окраску кузовов собственного производства. Санкт-Петербург – оптимальное решение благодаря наличию порта и площадей в виде базы Кировского завода или земли посёлка Шушары. В пользу этого решения говорит и наличие представительства Daimler в северной столице. Свердловская область так же может предоставить две площадки - ОАО «Уралмашзавод» и территория у Новосвердловской ТЭЦ, ранее предназначенная по плану под индустриальный парк. Кандидатуру «Уралмашзавода» поддерживает его владелец, ОАО «Газпромбанк». Есть и другие плюсы: инженерная школа хорошего уровня и налаженная инфраструктура, позволяющая запустить производство с минимальными временными издержками. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашевым уже презентовал все достоинства региона для становления в нём автомобильной отрасли главе Минпромторга РФ Денису Мантурову и продолжает вести переговоры каждую неделю.
Большинство экспертов считает, что Екатеринбургу новое производство будет только на руку: город лишится бесполезной площади, появятся новые рабочие места, инвестиции в регион. Однако представители компартии не согласны с Куйвашевым, полагая, что новый автозавод бесполезная вещь, и мощности Уралмаша можно использовать иначе.
- Я думаю, что это невозможно в сегодняшних экономических условиях. Для сборки автомобиля нужен цех большой площади, дорогостоящее оборудование, даже если взять отвёрточную сборку. Это очень большие инвестиции, я не думаю, что для кого-то это возможно реализовать. Да и непонятно, зачем это делать, - высказался в интервью ресурсу «Накануне.RU» депутат екатеринбургской гордумы Вячеслав Вегнер. - Сегодня Уралмаш способен выполнять гораздо более важные задачи по импортозамещению, для изготовления прокатных волков, которые мы раньше покупали везде и в том числе, за рубежом. Уралмаш может делать роторы для газонапорных станций, сейчас эти изделия делаются в Китае. Это завод заводов – он может решить любое задание. У нас есть более приспособленные для этого помещения, например, завод «Амур» в Новоуральске, где собирали раньше автомобили. Сегодня, в тех экономических условиях, в которых мы находимся, про «Мерседес» смешно говорить. Если люди отходят даже от бюджетных автомобилей, то собирать «Мерседесы» для кого?
Однако последнее слово остаётся всё же за представителями Daimler. Свой вердикт они должны озвучить на предстоящем петербургском Международном экономическом форуме в июне.
Комментарии