понедельник, 25 ноября 2024
Музыка - без границ!

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / РазвлеченияRSS

Музыка - без границ!

Музыка - без границ!

13 апреля 2015 21:09    Просмотров: 13456

Елена Короткова, © News-Asia

В Бишкеке завершился юбилейный Х Бишкекский международный джазовый фестиваль «Джаз_Бишкек_Весна». За три дня киргизстанцы услышали 11 коллективов из Германии, Австрии, Швейцарии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и  Киргизии. О том, что ждёт фестиваль в дальнейшем, и чему могут поучиться американские и европейские джазмены у центральноазиатских, News-Asia рассказала Каныкей Мухтарова, идейный вдохновитель и организатор,  благодаря которой фестиваль стал возможным и радует слушателей уже не первый год. Ради координации проекта  «Джаз_Бишкек_Весна» она прилетела на несколько дней из Канады, где получает образование по программе доктора философии музыковедения.

- Девиз нашего фестиваля  «Джаз_Бишкек» – «Музыка без границ». У нас в мире слишком много границ между странами и народами, и  с помощью музыки мы надеялись и надеемся  построить мосты мира, дружбы и взаимопонимания между ними. Первый фестиваль был нелёгким. В это время в Кыргызстане проводились демонстрации и митинги, и мы переживали о том, пропустят ли наших американских гостей-музыкантов на границе с Казахстаном… И я надеюсь, что джаз-фестиваль и впредь  будет хорошей альтернативой нашим  митингам, а не наоборот! Затем мы подумали: чем же мы могли бы отличаться от десятков других джазовых фестивалей по всему миру? Подсказкой стало то, что на первом фестивале одновременно выступили наши кыргызские музыканты совместно с американскими, импровизируя. И мы поняли: вот она, наша изюминка! Потому что  джаз -  это не только классический джаз, который люди понимают как элемент американской культуры, это и возможность выражения себя и для центральноазиатских, европейских музыкантов. Он мягок и гибок, и через него мы можем выражать свои эмоции, чувства, мысли, наслаждаться музыкой. Каждый день фестиваля мы стараемся делать разнообразным: не все зрители смогут приходить три дня подряд, а с таким подходом они могут выбрать программу по душе. За эти 10 лет люди стали относиться к фестивалю  с большим интересом: спрашивают о группах, которые приедут, о билетах ещё до того, как мы определяем дату мероприятия. Как организаторам, нам это очень приятно! Отметила бы и то, что  сформировалась профессиональная команда менеджеров, волонтёров . Все они – высококвалифицированные: вежливые, знают несколько иностранных языков. Но желающих так много, что нам приходится отсекать заявки ещё на  стадии подачи. Радует, что есть из кого выбрать.

Я сейчас нахожусь в Канаде, приехала на 4-5 дней, чтобы организовать фестиваль. Мне не жаль своих сил и не чувствую усталости, когда понимаю, что мы делаем благое дело.  Из-за своего обучения я вынуждена какое-то время проводить в Канаде, но это не означает, что я всё бросила. Дело, начатое нами со Штефаном Лаасом десять лет назад, полагаю, будет продолжаться, и полагаю, что вскоре я уже смогу приехать на фестиваль как гость. И наблюдать, как вся команда достигнет такого уровня, что  выполняет работу без меня – и буду счастлива!  Подготовку начинаем минимум за полгода – набираем волонтёров, ведём переговоры с дипмиссиями и музыкантами – сейчас всё это доступно сделать на  расстоянии благодаря интернету и социальным сетям.  Две недели уходит на то, чтобы организовать работу и провести репетиции на месте. Я всегда открыта для обмена опытом, ничего не утаиваю из того, как организовать фестиваль. Я всегда постараюсь принимать участие в организации того, что нам удалось впервые провести, не считаю, что он должен быть в одних руках, и могу его передать тому, кто справится. Дело не в том, кто  будет стоять у руля проекта – важно, что мы его создали, и он работает и живёт благодаря команде, волонтёрам и зрителям. Когда вы видите улыбки, когда вы видите столько радости, которое оно приносит – что может быть лучше? Люди приезжают издалека, тратят свои силы,  но когда они видят горящие глаза и тёплый приём у публики – сами заряжаются энергией, когда слушают «Манас» и кыргызскую музыку – познают другую культуру, наши зрители – их культуру. Это и есть то, ради чего мы работаем.

- Ежегодно на фестивале выступает примерно один и то же состав групп, уже полюбившихся публике. Кого Вы собираетесь пригласить из новых коллективов, неизвестных киргизстанцам? С кем хотели бы поработать?

- Мы сотрудничаем  с посольствами иностранных государств и международными организациями, и выбираем музыкантов, или тех, кого они нам предлагают, или просим  оказать содействие в том, чтобы они договорились с кем-то сами. Но пригласить каких-то  музыкантов из-за рубежа самостоятельно и оплатить их гонорар полностью мы просто не сможем. Это непосильно и для страны, и для нас как организаторов – спонсоров в нашей стране к сожалению, почти нет .Бизнес в какой-то момент перестал интересоваться музыкой и поддерживать нас. Творческие люди могут генерировать идеи, организовывать  различные фестивали, но  без поддержки от государства и бизнеса им не справиться с этой задачей. Я хотела бы пригласить Эсперанцу Сполдинг ,  или ещё кого-то из знаменитых мировых музыкантов, но без спонсорства это не сделать. Мы благодарны тем, кто  к нам приезжает из года в год,  тем, кто у нас уже побывал из звёзд. Так,  в прошлом году нас посетил наш соотечественник, пианист Эльдар Джангиров. Он  - успешный музыкант высокого уровня, сейчас живёт в США , заключил контракт с «Sony Records» и был номинирован на «Grammy» . Приезжал и Игорь Бутман, и другие яркие звёзды…Рады мы и центральноазиатским музыкантам, которые, выступая у нас, могут совершенствовать свой талант, а не только выступать в барах и ресторанах. Они готовят особую программу, и у нас к ней достаточно жёсткие требования. Каждый год концертная программа должна быть профессиональной и новой. Музыканты могут повторить одну-две композиции, которые любят зрители, но  в целом программа должна заметно отличаться от прошлогодней. Это толкает к росту: композиторы начинают думать и  писать новые произведения, музыканты – исполнять их на высоком уровне. 

- Есть ли какие-то другие критерии отбора участников на «Джаз_Бишкек»?

- Музыканты должны иметь  хорошую репутацию,  быть профессионалами, которых любит публика. Например, мы знаем, что если «Солёные орешки» заявили о своём участии и их программу утвердили, то они выйдут на сцену и выступят хорошо. Мы не говорим всем подряд участникам: «Сыграйте, а мы послушаем, годитесь вы или нет», и они это знают. Помимо интересной адекватной программы, мы узнаём, поменялся ли в коллективе состав, если поменялся – то кто пришёл на замену тому или иному музыканту. Так как основной состав всех зарекомендовавших себя ансамблей мы уже знаем. Например, узбекские музыканты и таджикские «Avesto» приезжают каждый год. Они высокопрофессиональны: если приезжает «Avesto» , то мы знаем, что у них будет свежая и интересная программа, что им будут рады слушатели…  Параллельно  мы ищем и новые имена, следим за творчеством новичков джаза в регионе. Если появится кто-то яркий и талантливый – с удовольствием пригласим!

- Иностранные музыканты, приезжая, в рамках фестиваля проводят для своих коллег и студентов Консерватории мастер-классы. Есть ли планы и возможности  по отправке наших музыкантов в Европу и проведения там мастер-классов  нашими центральноазиатскими исполнителями?

- Вопрос непростой. Научить европейских или американских музыкантов тому, как играть джаз – невозможно, скорее будет наоборот: они научат наших. В Европе и Америке джазу обучают едва ли не с самого детства в музыкальных школах. У нас школы джаза нет, есть  только школа классической музыки. К примеру, после третьего класса вы  выберете трубу и потом после нескольких лет обучения поймёте, что джаз-это ваше, и начнёте учиться ему сами. Наши музыканты слушают джаз, читают  о нём, понимают,  что они хотят сказать посредством этой музыки и уже потом начинают пробовать играть. У них получается, но они бы хотели поучиться в джазовых школах манере звукоизвлечения на высшем уровне. Когда музыканты играют джаз,  я счастлива. Но для украшения классического джаза мы можем приглашать наших традиционных музыкантов. Вот этому мы бы и могли научить  музыкантов Европы и Америки, познакомить их с нашим мышлением и спецификой восприятия джаза и этноджазом. Ведь этноджаз - образ мысли и мироощущения, который сможет быть интересен западным музыкантам как способ мысли и выражения своей культурной идентичности. Я не назвала бы это мастер-классами, скорее обменом опытом и презентацией своего наследия и своей концепции джаза и это было бы очень интересно. Эти возможности мы озвучили и на первой музыкальной конференции  «Этноджаз  в  Центральной Азии».

- Изначально фестиваль проходил дважды в год. Но в 2014 году он состоялся лишь однажды. Зазвучит  ли «Джаз_Бишкек» этой осенью?

-Конечно, мы задумывали «Джаз_Бишкек» проводить дважды в год. Но даже один раз в год требует невероятных усилий,  кропотливого труда и спонсорской помощи. И думаю, что пока мы будем  говорить только о фестивале «Джаз_Бишкек_Весна» и проводить его  только в апреле.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

12 июля 2024 09:05

В Кыргызстане прошел невероятный автопробег Madway Rally

Собравший более 20 стилизованных фантастических автомобилей, которые покорили сердца зрителей и продемонстрировали смелость и мастерство своих пилотов.

29 февраля 2024 17:30

В Кыргызстане состоятся соревнования по тактическому страйкболу

Турнир состоит из двух этапов, после каждого из них будут начисляться баллы и определяться победители. У каждой команды только одна попытка на выполнение каждого этапа.

Обзоры

 Владимир Банников 

ИГРА ДРУЗЕЙ

Бойцы из КР впервые участвовали в международной игре и уже пригласили своих единомышленников из Казахстана на открытие страйкбольного сезона в Бишкек.

 Елена Короткова 

ДВЕРЬ В ИГРОМИР

В Бишкеке завершилась международная выставка компьютерных игр Central Asia Games Show

 Артём Хегай 

ПОДЛОГ ИЛИ ОБМАН

Как отличить хороший драгоценный камень от плохого?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.