Минувшая неделя ознаменовалась очередным приграничным конфликтом на спорной территории у границы Таджикистана и Киргизии. Несмотря на заявление обеих сторон об урегулировании вопроса, буквально на следующий день поступила информация о новом происшествии: незаконно пересекшие границу таджикистанцы обстреляли киргизских пограничников, задержавших их товарища. Что спровоцировало очередной взрыв недовольства по обе стороны границы.
Подобные случаи происходят по нескольку раз в месяц более 20 лет. Даже вступление Киргизии в ТС и ЕАЭС положения не изменило: основные силы были брошены на усовершенствование пунктов пропуска и систем охраны киргизско – китайских рубежей. Южные же участки киргизской госграницы с Таджикистаном и Узбекистаном вновь остались без внимания. Что не замедлило сказаться на ситуации в приграничных районах. Своим вариантом того, кому была выгодна очередная дестабилизация обстановки на границе накануне открытия казахско-киргизской границы в рамках ЕАЭС , и видением того, как можно прекратить многолетние приграничные столкновения, с News-Asia поделился политолог Бакыт Бакетаев.
- В Таджикистане есть большие силы исламского толка различных направлений, против которых принимаются жёсткие меры для борьбы с различными экстремистскими направлениями ислама. Например, за последнее время было закрыто около 100 медресе. В Киргизии они тоже есть, но благодаря провозглашаемой демократии, свободе слова и прав человека процветают. Чувствуя, что сейчас в Киргизии принимают пророссийскую позицию, все внешние силы активизируются, поражая слабые места. Вопрос делимитации и демаркации границ – больной вопрос, поэтому там и был спровоцирован бытовой конфликт, который потом может перерасти в идеологическую обработку населения. Простой народ легко поддаётся на провокации, и потому каждый такой бытовой случай противостояния должен отслеживаться специальными органами и в Киргизии, и в Таджикистане. Оно выгодно и США, и ИГИЛ в равной доле. Со стороны ИГИЛ выгода даже больше. Их идеологи могут сказать, что существующие светские власти не могут примирить конфликтующих, а они объединят и таджиков и киргизов в одном государстве под одними принципами, философией и религией: ведь в исламе наций нет! Этим миром во всём мире и дружбой между нациями заинтересуются и те, кто далёк от радикального ислама. Вот где собака зарыта
- Почему же в таком случае в противостояние не вмешается Российская Федерация, не вложится в оснащение пунктов пропуска и не окажет содействие в переговорном процессе? Ведь Таджикистан – не член ЕАЭС и граница с ним должна быть закрытой и защищённой, так же как и киргизско-китайская?
- Россия сейчас обескровлена противостоянием с Европой и США, санкционными войнами. Так, в минувшем году только на Крым ушло 159 миллиардов рублей, плюс 16 миллиардов на поддержку из бюджета. Ударила по России и нефтяная война: экономика не диверсифицировалась от нефти и газа. Миллиарды ушли на постройку «Южного потока», который не был признан Европой. Из 85 регионов РФ 75 имеют недостаток бюджета, по указанию Дмитрия Медведева сокращаются расходы на образование, здравоохранение… Россия в тяжёлой ситуации, и это сказывается и на Средней Азии. И взорвать ситуацию в подбрюшье у России – в Центральной Азии – выгодно многим. Россия получит столько проблем, сколько бы дало 5-6 Украин. И политтехнологи разрабатывают варианты того, как лучше дестабилизировать обстановку. Помощь от России в вопросах охраны границы, её делимитации и демаркации, мы, безусловно, получим. Но её будет недостаточно.
- Что может сделать Киргизия для решения этой проблемы самостоятельно?
- Подобные вопросы проще решать не мускулами, а мозгами: это экономичнее и комфортабельнее, менее болезненно для народа. Это касается не только вопросов киргизско-таджиской и киргизско-узбекской границы. Сейчас время «яйцеголовых», а не мускулистых молодых ребят с бицепсами и трицепсами – они могут довести нас до войны с Таджикистаном. А если здесь начнётся война - все остальные войны покажутся цветочками. Чтобы решить приграничный вопрос с Таджикистаном, нужна мозговая атака. А она для тех, кто собрался решать его силой и мускулами, недоступна, для этого нужны «яйцеголовые». А их всего 1% из населения. Кроме того, они должны играть с противником в шахматы, а не в шашки: в шашки уже они всех обыграли.
- Есть ли такие «игроки в шахматы» среди современных киргизских политиков?
- Способные пойти на диалог есть и со стороны Таджикистана, и со стороны Киргизии. Например, Руслан Казакбаев. Когда после революции Киргизию не желали признавать, он, молодой министр иностранных дел, смог в международном сообществе легимитизировать республику. Ни Отунбаева, ни Текебаев, ни другие политики, чьи имена часто звучат, не смогли этого сделать, а Казакбаев – смог. Несмотря на множество протокольных дипломатических тонкостей, нас поняли, приняли и признали в международном сообществе, он смог посадить за один стол людей с разной позицией. И таких, как он – много. И молодых политиков и дипломатов, и уже умудрённых опытом деятелей, способных усадить обе стороны за стол переговоров. Но если продолжить играть мускулами на границе – это может закончиться войной. И киргизы, и таджики - боевые народы, никто друг другу не уступит ни пяди земли. И если сейчас политики и дипломаты не включат мозги - включатся пальцы, которые будут нажимать на курок.
Комментарии