Минувшая неделя ознаменовалась для Киргизии и Таджикистана очередным приграничным конфликтом. На этот раз причиной противостояния послужили водоснабжение и дорога на кладбище. После нескольких столкновений, в ходе которых были применены с обеих сторон бутылки с зажигательной смесью, камни и были вытащены охотничьи ружья, сторонам удалось прийти к соглашению.
В ходе переговоров было принято решение открыть дорогу на киргизское кладбище, заблокированное жителями таджикского села Сомониен, и возобновить работу по строительству водопроводной сети для населения села. Инцидент был исчерпан, однако ситуация вокруг спорных территорий не киргизско-узбекской и киргизско-таджикской границах не перестала быть менее напряжённой. За двадцать с лишним лет разрешить её не получилось, и сейчас эксперты затрудняются предположить, как же можно провести делимитацию и демаркацию границ, обойдясь без военного конфликта. А применение оружия на спорных территориях, ранения и летальные исходы после столкновений между киргизстанцами и таджикистанцами уже становятся привычным делом. Несмотря на разговоры о перемирии и ведении диалога, после последнего из заявлений об мирном урегулировании конфликта буквально через сутки, 10 августа, в местности Кочо-Карын Баткенского района Баткенской области произошёл новый инцидент. Получил ранение военнослужащий Баткенского погранотряда. Киргизские пограничники преследовали группу из 15 таджикистанцев-нарушителей границы. Одного удалось схватить, остальные скрылись на таджикской территории и обстреляли пограничников.
Существует несколько версий решения наболевшего вопроса. Согласно одной из них, которую представляет политолог Бакыт Бакетаев, обеим сторонам требуется сесть за стол переговоров и с помощью умелых дипломатов договориться о разделении земель. Варианта компромисса как решения задачи придерживается и политолог Денис Бердаков.
По мнению же другого экспертного лагеря, который представляет Марс Сариев, приграничные споры без третейских судей решить невозможно. Аргументирует он, как и его сторонники, своё видение вопроса историей с Узенгу Кууш. Эта спорная приграничная территория на границе с Китаем была передана Китаю по решению первого киргизского президента Аскара Акаева в августе 1999 года, что вызвало сильное недовольство граждан по всей стране. И повторение истории не выгодно не киргизстанцам, ни таджикистанцам.
- Проблема у села Чорку и вообще проблема Баткенской области – результат размежевания земли ещё в советское время и результат того, что вопрос этот не решался десятилетиями. Потому, что в его решении особо не заинтересованы высшие чиновники. Как сказал в своё время Саламат Аламанов, это синдром Узенгу Кууш. Потому что там, на границе, настолько всё переплетено, что как бы этот вопрос не решился, народ и с киргизской и с таджикской стороны всё равно будет недоволен. Этот синдром наблюдается и у киргизских, и у таджикских чиновников. Поэтому нужно принять волевое решение и произвести размен территорий. В двустороннем формате эта проблема никак не решается. И в этом плане, полагаю, третейским судьёй в этом вопросе могла бы выступить Российская Федерация. Без этого конфликт с каждым разом будет вспыхивать с новой силой, будучи связан с ростом населения и его водоснабжением , -отмечает он. - Киргизстанцы боятся – у них синдром Узенгу Кууша: они не хотят остаться в истории, как люди, предавшие Родину. Тем более в преддверии выборов поднимать вопрос этот никто не хочет. Потому и Аскар Акаев этот вопрос в своё время не решал, оставляя его будущему президенту, Курманбек Бакиев – тем более… Боится и Эмомали Рахмон, и его подданные, что их обвинят в передаче исконной территории Таджикистана соседям. Поэтому здесь нужны очень авторитетные третейские судьи в лице лидеров Казахстана и России. Можно сказать, что решением этой проблемы можно заняться только с помощью ЕАЭС.
Однако не все возлагают радужные надежды на внешнеполитические и экономические объединения, в которых состоят Киргизия и Таджикистан – ОДКБ и с недавних пор – Киргизия – в ЕАЭС, для которого важнейший приоритет – безопасность границ от внешних угроз. Зарубежные эксперты определяют некую настороженность в отношении Киргизии со стороны соседнего Казахстана, что может затруднить его вмешательство в вопрос делимитации и демаркации киргизско-таджикской границы.
- Устав ОДКБ предусматривает коллективные действия в случае внешней агрессии в отношении кого-то из членов организации. В данном случае, внешней агрессии нет. И сам конфликт носит слишком локальный характер, чтобы требовалось вмешательство многосторонней организации. Что же касается «хотя бы заявления», то, думается, руководство ОДКБ в силу определенной специфики вначале тщательно прозондирует почву в Бишкеке, Душанбе, Москве и только потом, возможно, выступит с неким заявлением, в котором даст оценку событиям в киргизско-таджикском приграничье, - предположил в интервью «EurAsiaDaily» политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. - Я бы все-таки отметил, что на данном этапе ни Киргизия, ни Таджикистан все еще не предстали государствами, зрелыми до той степени, чтобы решать острые вопросы на общепринятом в мире уровне, идя на компромиссы и взаимные уступки. Думается, если конфликт не пойдет по затихающей, то также будет и на этот раз. Что же касается их членства в ЕАЭС, то это все-таки не так однозначно, как представляется. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев только на днях подписанием соответствующего документа дал согласие на вступление Киргизии в ЕАЭС. Но при этом такой важный вопрос как упразднение таможенных пунктов на казахстанско-киргизской границе все еще не решен Астаной. Это говорит о существовании определенного недоверия Казахстана к Кыргызстану. А войдет ли Таджикистан в ЕАЭС — все еще непонятно. Буквально на днях глава МИД этой страны в очередной раз повторил, что Душанбе не будет спешить со вступлением в ЕАЭС, и пока будет внимательно изучать этот вопрос, опыт стран, уже вступивших в этот альянс.
Комментарии