«Исламское государство» – это всего лишь инструмент, который «золотой миллиард» использует в собственных целях, в первую очередь экономических. Об этом сообщил экс-министр Министерства экономического регулирования КР Женишбек Байгуттиев во время круглого стола «Информационная безопасность Евразийского экономического союза – условие политической стабильности», который состоялся в Бишкеке в международном пресс-центре «News-Asia».
– Когда мы говорим о том, что США и ведущие европейские страны создали ИГИЛ, нужно понять экономическую подоплёку данного явления. Изучение этого вопроса нам подсказывает, что появление ИГИЛ – результат того, что наш мир находится на этапе перехода к новому технологическому укладу. Если посмотреть на историю технологических укладов, то их смена всегда сопровождалась столкновениями, войнами, доминацией одной или нескольких наций над другими, – сообщил Байгуттиев.
По его словам, Западу очень важно, чтобы в последний вагон уходящего поезда не попали ни Китай, ни Россия, а чтобы новым технологическим укладом управляло трансатлантическое сообщество, которое и есть, по-сути, пресловутый «золотой миллиард».
– Неслучайно сегодня Россия такие огромные средства вкладывает в военную отрасль. Несмотря на трудности, санкционный режим, не сокращает расходы на оборонку. История показывает, что зачастую прогресс оказывался на стороне стран с самым быстрым темпом развития военной промышленность. Мы все помним, что Интернет изначально был придуман исключительно для военных целей, однако сейчас его используют все население планеты, – отметил банкир.
Женишбек Байгуттиев также сообщил, что некоторые эксперты в связи с выводом войск из Афганистана говорят о том, что у США исчез интерес к Центральноазиатскому региону. Однако Байгуттиев данной точки зрения не разделяет. По его словам, страны Центральной Азии находятся очень близко к Китаю, к России. А сейчас Запад как раз изо всех сил, в том числе используя ИГИЛ, пытается создать «пояса напряженности» вокруг конкурентов.
– Мне кажется, что дальнейшее противостояние, линия разлома, это блоковое мышление, которое сейчас существует, будет и дальше усиливаться. Создание зон нестабильности очень хорошо показывает, что они необходимы для развития экономики стран, входящих в «золотой миллиард». Это и подчеркивает незыблемость доллара как мировой валюты. А США остаются эдаким «островком» стабильности в бурлящем мире. И что хорошо, никакие беженцы не доплывут до Америки, а если и доплывут, то им «помогут» утонуть, – сказал Женишбек Байгуттиев.
Эксперт отмечает, что проект Евразийского экономического союз – это ответ на вызовы трансатлантического альянса. Это попытка создать свой островок стабильности. По расчетам Бжезинского, когда мы имеем 250-300 миллионов человек, отмечает Байгуттиев, можно говорить о самодостаточной экономике. Говоря о ЕАЭС, 180-200 миллионов человек – это ещё не решение вопроса. Без Украины Евразийский экономический союз – неполноценный проект.
Что касается Киргизии, то ее главным минусом является несоответствие политических и экономических реалий. Также Россия не может сегодня реализовывать какие-либо проекты у Киргизии не только в силу ограниченности ресурсов и экономического кризиса, но и из-за того, что сама экономическая политика КР не позволяет этого сделать.
– Если сегодня у нас электроэнергия стоит 1,5 цента, а у соседей 5-7 центов, то проект «Камбар-Ата-1» будет окупаться в лучшем случае 20-25 лет, что, понятно, российским инвестором не очень интересно. О здоровье нашей экономики можно судить по платежному балансу. Если мы 23% экспортируем и 77% импортируем, то мы пролетаем. Наше подушевое ВВП составляет 1096 долларов, что почти в 12 раз ниже, чему в Казахстана и России. И если ООН подняли черту бедности до 1,9 доллара в день, то мы можем лишний раз доказать, что, выражаясь штампами советских времен, Кыргызстан –это страна третьего мира, – сообщил Женишбек Байгуттиев. – Успехи в экономике и создании более справедливого общества позволили бы решать эти проблемы. Однако у нас в этом плане существуют перегибы. В предвыборной гонке многочисленные партии обещали снизить процент ипотеки до 7 процентов. Но как это можно осуществить, если даже у экономически более развитой России такого не получается, непонятно. Поэтому я очень сомневаюсь, что победившие на выборах партии дотянут до выборов президента, потому что их предвыборные обещания будут болтаться огромными гирями на ногах.
Комментарии