Пару недель назад, выступая перед депутатами и принёсшими присягу членами правительства, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев акцентировал внимание на предстоящих в 2017 году выборах главы государства. Он заметил, что в высший законодательный орган страны прошли преимущественно миллионеры и отметил, что подобное может повториться и во время президентских выборов. В своём выступлении Атамбаев заявил, что если тот, кто обошёл Конституцию и привёл в Жогорку Кенеш свою команду (разумеется без фамилий) и станет президентом, то он будет угрозой для развивающегося в стране бизнеса.
НЕДОСТАТКИ ЗАКОНА
Атамбаев, обращаясь к парламенту, недвусмысленно намекнул, что пора бы внести в Конституцию страны поправки, уменьшающие полномочия президента, а в дальнейшем и вовсе перейти к парламентской системе правления.
По словам главы государства, он не хочет дальше закрывать глаза и делать вид, что не видит, как недостатки законодательства мешают развитию страны и несут в себе опасность.
Он подчеркнул, что пять лет назад страна выбрала парламентскую форму правления, но по факту перехода не случилось. По его мнению, одной ногой Кыргызстан находится в парламентском правлении, другой - в президентской форме.
- Поэтому я согласился с внесением изменений в Конституцию. Но необходимо, чтобы следующий парламент рассмотрел этот вопрос не спеша, - заявил Атамбаев.
Президент считает, что недостатки Конституции становятся препятствием в развитии страны.
- По действующей Конституции, которую написал Текебаев, получилось, что республика не имеет ни президентской, ни парламентской формы правления, застряв между двумя прессами, - согласился с утверждением президента КР экс-депутат ЖК Омурбек АБДЫРАХМАНОВ. - Но управлять республикой продолжает глава государства - ему подчиняются все силовые структуры. Эта ситуация гораздо хуже, чем если бы в Кыргызстане была исключительно президентская или исключительно парламентская форма правления. Поэтому хорошо, что Атамбаев предложил перейти на парламентскую систему, как в цивилизованном мире, например, в Германии. Вся власть сосредоточена в руках премьер-министра, а президент не имеет полномочий. Все страны, которые перешли на парламентскую систему - развитые, а те, у которых президентская форма правления - имеют постоянные проблемы. У них - гражданские войны, диктатура, майдан, бессменные правители, как в Узбекистане или Казахстане…
НА ПУТИ К ПАРЛАМЕНТАРИЗМУ
Абдырахманов считает, что парламентская система - лучшая в мире. 95% развитых стран живут в условиях парламентаризма. Однако он отмечает, что при переходе есть обязательное условие - соблюдение всех международных стандартов. Необходимо провести децентрализацию власти, финансов, провести выборы руководства айыл окмоту, мэров городов. При такой форме правления, ответственность за страну будет нести целиком и полностью премьер-министр.
Многие эксперты сходятся во мнении, что Атамбаев по окончанию срока его президентства готовится возглавить кабинет министров, что даст ему возможность и дальше стоять у руля.
- Вероятно, у него есть такие мысли, - продолжает Абдырахманов. - Пусть занимает кресло премьер-министра, никто особо не будет против, но при условии, что он возьмёт на себя груз ответственности за все происходящие в стране процессы. Сейчас же президент ни за что не отвечает (да и нигде не отвечает), а сваливает всю вину на премьер-министров, заметьте, у нас их сменилось уже 25.
С тем, что необходимо изменить Конституцию страны, согласен и Мар БАЙДЖИЕВ, литератор и журналист. По его мнению, существующий основной закон только вредит развитию республики. Однако он уверен, что виновата в этом как раз-таки парламентская форма правления.
- Именно она привела к тому, что в стране никто ни за что не отвечает: ведь парламент должен не управлять государством, а создавать законы для него. А в итоге парламентарии не несут ответственность за свою работу! Гораздо лучше было бы, если бы ответственность за политические решения нёс и президент, и министры, - подчеркнул Байджиев.
Адахан МАДУМАРОВ, политик, общественный деятель, неоднократно заявлял, что Кыргызстану необходимо жёсткое президентское правление, ведь у страны нет времени на эксперименты.
- В нашей республике проживает всего шесть миллионов человек - это треть Москвы. А управляет столицей России всего один человек со своим правительством. Кыргызстаном руководят и президент, и правительство, и парламент. Помимо этого, страна кормит море чиновников: аппарат президента, аппарат правительства, аппарат парламента. Чтобы успокоить кыргыза, необходимо дать ему портфель. Исходя из этого, формируется структура исполнительной власти. Затем из амбиций депутатов создаются парламентские комитеты, не по необходимости, а по понятиям. Кыргызстану нужна сильная президентская власть, при которой глава государства должен нести полную ответственность за всё. При президенте необходим компактный кабинет министров, а правительство нам не нужно. Для небольшого государства - 120 депутатов - это много. Думаю, для КР хватило бы 45 постоянно действующих профессиональных народных избранников. При этом в их составе не должны быть бизнесмены, спортсмены, базаркомы, а только исключительно профессионалы в законотворческой деятельности.
Отметим, в Кыргызстане с 2010 года установлена парламентско-президентская форма правления.
Комментарии