Кыргызстанцы снова жалуются на проблемы в системе образования. Подорожавший контракт, низкое качество преподавания, дорогие учебники, поборы - вот неполный список претензий к министерству образования и науки и правительству страны, который обоснованно растёт.
Корреспондент «АиФ» попыталась разобраться, как же государственные мужи решают основные проблемы в образовательной сфере.
Первая спутень - школа. В 2 027 средних образовательных учреждениях КР на 1 сентября 2015 года, по данным Министерства образования и науки, не хватало 2340 учителей, в основном - математиков, физиков, русистов. В регионах были случаи, когда один учитель вёл по 3-4 предмета: например, биологию, географию, русский язык и литературу в придачу.
Что делается: На вакансии были переброшены 1800 выпускников. Чтобы привлечь опытных педагогов на рабочие места, было принято решение о повышении зарплаты. По данным управления финансовой политики и бюджетного анализа министерства, с 1 сентября 2015-го размер часовой ставки учителей 5-11 классов повышен на 50 %, учителей 1-4 классов - на 80%.
- Более значительное повышение коснулось учителей в сельской местности в связи с тем, что надбавки за работу им оставлены без изменений. К примеру, преподаватель кыргызского языка и литературы в селе Ак-Моюн, раньше получавший 18,5 тысячи сомов, теперь будет получать повышенную в полтора раза зарплату - 27 750 сомов. Также более высокая разница будет у учителей начальных классов и дошкольных организаций, так как в прошлые годы им больше всего сократили часы в образовательной программе, - пообещала начальник ведомства Асель РЫСКЕЛЬДИЕВА. - Повышенную оплату труда получат преподаватели, работающие в условиях высокогорья, к примеру, учитель начальных классов в селе Ак-Кыя при нагрузке в 23 часа теперь будет получать 22 636 сомов, а не 11 тысяч как раньше.
На практике же повышение оказалось в основном всего лишь на 1,6-2 тысячи сомов с вычетом всех налогов и сборов. Кроме того, с 1 января 2016 года, по словам министра образования и науки Эльвиры Сариевой, предусмотрены ежемесячные доплаты в 1-1,5 и 2 тысячи сомов за квалификации «методист», «наставник» и «мастер». Для их получения все учителя должны заново пройти аттестацию, несмотря на выработанный стаж и звания «заслуженный учитель» или «отличник народного образования».
Не хватает и учебников: часть приходится покупать родителям, часть - брать в аренду. Большинство книг ещё советские, по которым учились папы, мамы, бабушки и дедушки нынешних школьников. Новые учебники печатать республика не в состоянии, а книги, попадающие в КР по грантам, распределяются в основном по школам Бишкека и Чуйской области. Сейчас по всей стране не хватает около 12 млн книг для школьников, но на их закупку выделено всего 100 млн сомов из необходимых 600.
Что делается: Существует программа «Электронная школа», но компьютеризация на уровне «1 компьютер (1 планшет) - 1 ребёнок» присутствует не везде, равно как и бесперебойное электричество с Интернетом.
Само же образование на международном уровне хромает. КР исключили из рейтинга международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, куда входят почти 70 стран мира. Тесты, оценивающие грамотность школьников и умение применять знания на практике, показали, что чтение и понимание текста, математика, физика, химия, география и биология для 15-летних граждан - почти китайская грамота.
Что делается: В 2012 году в минобразе и Кыргызской академии образования пришли к выводу: школьники перегружены информацией. И стало сокращаться количество часов преподавания ключевых общеобразовательных предметов: математики, физики, химии, биологии, географии, русского и кыргызского языков. В результате чего курсы начали превращаться в пособие для одарённых среди слаборазвитых, и среднестатистический ученик без репетиторов не может сдать тестирование или экзамен для поступления в зарубежный вуз. При этом в парламенте периодически поднимаются вопросы о введении в общеобразовательную программу новых предметов: от религиоведения и культурологии до сексуального воспитания. Говорят и об отмене общереспубликанского тестирования (ОРТ), действующего в стране с 2002 года, и обязательного для всех 11-классников республики. Аналог российского ЕГЭ направлен на машинальное заучивание ответов в тестах, а не на систематические знания у детей, что вызывает нарекания у всех - от родителей до общественных деятелей, зато устраивает чиновников минобраза.
Следующая ступень - вуз. Через 54 высших учебных заведения республики проходят ежегодно около 240 тысяч человек. Но количество заведений - не показатель качества работы. Учёная степень есть только у 10% преподавателей. Из-за нищенской зарплаты многие профессора и академики читают лекции в нескольких университетах, что сказывается на качестве преподаваемого материала. К тому же, сам материал изрядно сокращён благодаря переходу КР на двухуровневую Болонскую систему «бакалавр-магистр» с 1 сентября 2012 года. Согласно ей, университет предлагает набор занятий, которые студент может выбрать и в последующем обязан посещать: например, отдав приоритет исключительно точным или гуманитарным дисциплинам. Он выбирает преподавателей сам и сам же изучает почти все материалы курсов. Получив степень бакалавра узкого профиля в какой-то области и не будучи отягощённым знаниями в других сферах, он может продолжить образование в магистратуре по другому направлению. Предполагалось, что система сократит ненужные предметы и покроет потребности рынка труда. Статистика же говорит иное: по данным Минтруда КР, трудоустроиться по-прежнему могут лишь около 10% выпускников вузов. В 2015 году 70% спроса на рынке труда составили заявки на рабочие профессии и специалистов в области сферы услуг: поваров, парикмахеров, водителей, работников СТО, строителей, официантов.
Что делается: На 2015-2016 учебный год прекращён набор на непрофильные специальности и сокращены бюджетные места. В 2016-2017 годах внедрится принцип госзаказа на специалистов, будет проведён мониторинг эффективности вузов и по их итогам самые слабые закроют. Сильным обещают техническое оснащение и всяческую поддержку.
Пока же кыргызстанцы едут в Казахстан, Россию, США, Турцию, Китай, Малайзию за более качественным образованием, не жалея для этого денег и сил. Рекрутеры многих вузов и колледжей приезжают в республику сами. И проводят вступительные испытания в школах страны задолго до проведения ОРТ, проверяя истинные знания, а не зазубренные ответы тестов. Кроме светлого будущего, они обещают и неплохое настоящее: общежития со всеми удобствами, доступ к качественным знаниям и грантам и неплохие по местным меркам стипендии. Среди приоритетных направлений - медицина, экономика и финансы, нефтегазовое дело, компьютерные и информационные технологии, юриспруденция, лингвистика. И может оказаться, что учить в КР вскоре будет просто некого.
Мерим 10 марта 2017 11:23
лучше бы правительство предоставил эти учебники, почему должны покупать родители? Что так сложно купить новые учебники? Зачем ходить тогда в школу если нет учебников и какие знание могут получить ученики без учебника, вот почему после окончание школы многие уезжает в другую страну. Не секрет что в Кыргызстане все больше и больше растет коррупция.