В Кыргызстане автовладельцы протестуют против введения в стране ОСАГО. Норма была одним из условий вхождения республики в ЕАЭС, и о ней было объявлено ещё более полугода назад, но государственные органы не подготовились к страхованию автомобилей и мототранспорта, и в указанный срок застраховать «железных коней» их владельцам не удастся.
Полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) необходимо приобрести с 7 февраля до середины апреля 2016 года. Выдаётся он частными компаниями.
- Размер страховой премии ещё обсуждается, но примерно он будет составлять 3 тысячи сомов в год. Общая сумма выплат составит 550 тысяч сомов, из них 150 тысяч на восстановление ущерба имуществу, 200 тысяч — при получении травм и 200 тысяч — в случае смерти. Приоритет — жизнь и здоровье, то есть между физическим и материальным ущербом выбирается первое, - уточнила Асель Джамансариева, председатель Ассоциации страховщиков КР.
Вопрос о том же, насколько реально уложиться в положенные сроки, остаётся открытым. В КР зарегистрировано более одного миллиона единиц транспорта, используется примерно 700 тысяч. На них приходится всего 17 частных страховых компаний, из которых сейчас работают только 13. Планируется, что ОСАГО приобрести можно будет лишь в 8-10 из них. Если граждан, не успевших получить страховку, окажется слишком много, вопрос о продлении срока будет подниматься на уровне правительства КР. Но ждать, пока это произойдёт, наученные горьким опытом бездействия властей кыргызстанцы не стали. И в понедельник, 18 января, в парламент КР и на стол к президенту республики Алмазбеку Атамбаеву было отправлено коллективное заявление автовладельцев республики с просьбой приостановить действие закона до тех пор, пока все неясности не будут разъяснены, а пробелы в организации процесса страхования, мешающие исполнению закона – не ликвидированы.
- К сожалению, большая часть автовладельцев в КР не владеет информацией касательно данного Закона, поскольку мы узнали об этом Законе уже постфактум, когда до вступления в силу осталось немного. Исполнение данного закона повлечет за собой волну негодования и недовольства, когда с подачи МВД дадут старт запретам использования транспортных средств без оформления ОСАГО и последующие за этим штрафные санкции. У нас появилось очень много вопросов о механизмах и процедурах автострахования, ответы на которые, к сожалению не исчерпывающие, - поясняет один из членов инициативной группы автовладельцев, сотрудник Центра защиты прав человека «Кылым Шамы» Рысбек Адамалиев. - Мы понимаем, что повернуть вспять закон не удастся, но хотя бы попробуем довести до логического завершения подзаконные акты, чтобы этот закон работал действительно в нашу пользу, а не в пользу отдельных лиц.
Спорных моментов и впрямь немало. Для удобства депутатов парламента и главы государства все они включены в обращение.
- У нас имеются обоснованные опасения того, что данный закон не будет гарантом исполнения основного принципа гарантированности возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, поскольку до настоящего времени:
1. Не проработаны и не принята единая методология оценки ущерба в случае ДТП.
2. Вызывает вопросы наличие экспертного потенциала страховых компаний, по оценке ущерба.
3. В настоящем законе и сопутствующих НПА нет ничего о роли и ответственности государства перед страховщиками.
4. Отсутствуют механизмы решения спорных случаев и роли государства в таких случаях.
5. В НПА не предусмотрен процент взносов на предупредительные нормы для государства направленные на улучшение дорожной инфраструктуры в стране.
6. Не предусмотрены ответственность страховых компаний за отказ в заключении договора.
7. Калькуляция оценки страховых взносов и выплат в разбивке на коэффициенты была проведена без учёта анализа рисков и вида транспортного средства (коммерческий, не коммерческий) без соответствующей дифференциации.
8. Исполнение данного закона, влечет за собой возврат к техосмотру каждого транспортного средства. Будет необходима диагностическая карта, проверка которой возлагается на частные СТО. Но в разрабатываемых НПА нет какой-либо ответственности специализированных станций технического обслуживания.
9. Сумма страхового взноса в соответствие с разрабатываемыми НПА будет изменяться с учетом инфляции, однако сумма страховых выплат остается неизменной. К примеру, сумма страховых взносов в Кыргызстане за период 2010 года и 9 месяцев 2015 года по данным Нацстаткома по 4 видам обязательного страхования (причинение вреда здоровью работника, перевозка пассажиров, перевозка опасных грузов, эксплуатация опасных производственных объектов) составило 371 646 000 сом, но сумма выплат составила всего 9 714 000 сом, что в процентном соотношении составляет всего 2,6% от суммы страховых взносов.
10. Разработка механизмов, процедур переданы частным страховым компаниям. Глубокое сожаление и обеспокоенность вызывает отсутствие экспертизы на данный законопроект в частности антикоррупционная экспертиза в соответствие с 20 ст. Закона КР «О нормативно-правовых актах».
Реализация данного Закона, без исключения вышеописанных пробелов могут привести к росту социальной напряженности, недовольства социально-экономической политикой страны, - беспокоятся авторы обращения.
Agent1007 19 января 2016 16:00
1. Не проработаны и не принята единая методология оценки ущерба в случае ДТП. - такой методики нет и быть не может, её попросту нет. Тут только один принцып, ущерб приравнивают к среднерыночной стоимости запчастей. При этом для определения рыночной стоимости берётся среднеарифметическое от минмум трех ценовых предложения разных поставщиков, при этом для избежания демпинга, разность цен не может превышать 30% иначе такая цена признаётся непригодной для расчёта. 2. Вызывает вопросы наличие экспертного потенциала страховых компаний, по оценке ущерба. Не судите строго, но страхование возникло не вчера. Т.е. ранее оценкой КАСКО и добровольной ответственности занимались, опыт есть, и опыта будет больше. В любом случае всегда есть возможность независимой оценки того же специалиста СТО. 3. В настоящем законе и сопутствующих НПА нет ничего о роли и ответственности государства перед страховщиками. Государство выступает в качестве регулирующего органа в лице госфиннадзора. Кроме того гражданский кодекс и конституционные права никто не отменял. 4. Отсутствуют механизмы решения спорных случаев и роли государства в таких случаях. В законе указано что споры будет решать страховой арбитр и фонд гарантирования страховых выплат. 5. В НПА не предусмотрен процент взносов на предупредительные нормы для государства направленные на улучшение дорожной инфраструктуры в стране. Вопрос не касается непосредственно ОСАГО. 6. Не предусмотрены ответственность страховых компаний за отказ в заключении договора. НПА прорабатывается 7. Калькуляция оценки страховых взносов и выплат в разбивке на коэффициенты была проведена без учёта анализа рисков и вида транспортного средства (коммерческий, не коммерческий) без соответствующей дифференциации. Правила и тарифы страхования базируются на исследования экспертной группы, и находятся на проработке. 8. Исполнение данного закона, влечет за собой возврат к техосмотру каждого транспортного средства. Будет необходима диагностическая карта, проверка которой возлагается на частные СТО. Но в разрабатываемых НПА нет какой-либо ответственности специализированных станций технического обслуживания. Этот момент ещё не решен, вероятно будет исключен из закона в виду нецелесообразности. 9. Сумма страхового взноса в соответствие с разрабатываемыми НПА будет изменяться с учетом инфляции, однако сумма страховых выплат остается неизменной. К примеру, сумма страховых взносов в Кыргызстане за период 2010 года и 9 месяцев 2015 года по данным Нацстаткома по 4 видам обязательного страхования (причинение вреда здоровью работника, перевозка пассажиров, перевозка опасных грузов, эксплуатация опасных производственных объектов) составило 371 646 000 сом, но сумма выплат составила всего 9 714 000 сом, что в процентном соотношении составляет всего 2,6% от суммы страховых взносов. Коэфициент убыточности в данный момент занижен, но по той же статистике сумма выплат растёт. Что касается ОСАГО, разрабатываются пруденциальные нормативы для того чтобы сделать прозрачным процесс страхования и выплат. 10. Разработка механизмов, процедур переданы частным страховым компаниям. Глубокое сожаление и обеспокоенность вызывает отсутствие экспертизы на данный законопроект в частности антикоррупционная экспертиза в соответствие с 20 ст. Закона КР «О нормативно-правовых актах». Разработка механизмов и процедур переданы профессионалам и экспертам своего дела. В данном случае надо бы гордиться что не чиновники в рыночных отношениях диктатуру внедряют, а соответствующие игроки рынка.