Не так давно Киргизия денонсировала соглашение с Россией о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1. После скандала с канадскими инвесторами, золотодобывающей компанией «Центерра Голд», в киргизском городе Кара-Балта приостановили работу китайского нефтеперерабатывающего завода «Джунда». О том, почему так происходит, а также о том, почему падает инвестиционная привлекательность Киргизии, News-Asia рассказал экономист, эксперт по ЕАЭС Никита Мендкович.
– С иностранными инвестициями в Киргизию все не так плохо, как кажется на первый взгляд, – полагает эксперт. – Объем иностранных инвестиций в КР в 2015 году вырос почти на 25%: в 2014-м он составлял 42,3 млрд сом, в 2015-м – 51,1 млрд. Детализации по странам Статкомитет пока не публиковал, но по неполным данным за 9 месяцев 2015 года растут, прежде всего, инвестиции из стран ЕАЭС, в первую очередь – России и Казахстана. Причем в этой статистике не учитываются средства Фонда развития, созданного на основе российских средств, поступающих в экономику через национальные инвестиционные институты. На фоне падения абсолютных объемов инвестиций в 2014 году прошедший год можно даже счесть удачным, что во многом является результатом «фактора ЕАЭС», который повлиял и на присвоение республике суверенного инвестиционного рейтинга международными агентствами.
Никита Мендкович считает, что проблема Киргизии – в сфере крупных инвестиционных проектов, с большими вложениями и медленной отдачей. Первая основная причина – мировой кризис перепроизводства, из-за которого многие игроки, включая Россию и Китай, имеют дефицит свободных финансовых ресурсов, что замедляет строительство ранее намеченных активов, которые будут окупаться достаточно долгое время. Поэтому инвесторы стремятся взять паузу, как это было в случае Русгидро. Мендкович отметил, что поспешный пересмотр соглашений кыргызстанской стороной затруднит возобновление работ в дальнейшем.
– Крупные проекты в КР традиционно испытывают проблемы, связанные с поиском инвесторов из дальнего зарубежья. Сказывается проблема пересмотра прав собственности и инвестиционных соглашений после 2010 года, конфликты вокруг Кумтора и Джеруя, дефицит инфраструктуры, проблемы административного толка, включая коррупцию. Все это отпугивает инвесторов. Вступление в ЕАЭС несколько улучшило ситуацию, так как Союз открывает из Киргизии доступ на общий рынок, с появлением которого связана и активность турецких инвесторов.
Эксперт также добавил, что, тем не менее, строительство крупных производств с большими вложениями без быстрой отдачи все еще является проблемой, которая будет разрешаться по мере преодоления евразийскими государствами текущего кризиса.
Комментарии