После денонсации соглашений о строительстве ГЭС в Кыргызстане Россией в обществе стали больше говорить о том, что отношения между странами испортятся. Не вызовет ли это решение политической напряжённости в стране? По мнению Сергея МАСАУЛОВА, директора Центра перспективных исследований (ЦПИ-Бишкек), на деле всё обстоит иначе.
- Проект по строительству ГЭС - это экономический бизнес-проект, и никаких политических последствий в отношениях между Россией и Кыргызстаном из-за изменений в ходе его реализации не будет. Эксперты ЦПИ решили подсчитать и посмотреть: какие присутствовали отношения - инвестиционные, спонсорские или др.? Например, Турция по публикациям в местных СМИ оказывает помощь КР на миллиарды долларов по образовательным и торговым связям. Или по мнению бывшего госсекретаря при первом президенте Кыргызстана, а ныне профессора турецкого университета в Бишкеке Осмонакуна Ибраимова, который заявляет, что «Российские политики не хотят понимать, что за почти четверть века, когда Россия фактически отсутствовала здесь, Турция вкладывала миллиарды, строила университеты, открывала школы и лицеи, запускала заводы и цеха…». Очень распространены подобные россказни о «миллиардах» турецких и американских в помощь Кыргызстану и в социальных сетях.
При этом многие забывают или специально умалчивают о том, что за годы независимости Кыргызстана именно Россия оказала самую масштабную и комплексную поддержку по становлению суверенитета КР. Она выражалась в прямой финансовой поддержке бюджета, гуманитарной помощи и других формах взаимодействия. И об этом говорят, прежде всего, учёные, изучающие реальную ситуацию.
Что бы там ни говорили, но надо признать: российское влияние в регионе обусловлено тремя факторами: географической близостью; опытом совместного проживания в едином государстве; сохранившимся в самые трудные годы и развивающимся сегодня взаимодействием. Хотя именно третий фактор некоторыми подвергается сомнению.
Но как быть с фактами? В 2014 году на территорию России въехало 6,4 млн граждан из Центральной Азии, причём большинство из них получили работу. А денежные переводы трудовых мигрантов из России? Даже в условиях кризиса и экономических трудностей в России в 2014 году денежные переводы обеспечивали 49% ВВП Таджикистана, 31,5% ВВП Кыргызстана и 11,7% ВВП Узбекистана.
Россия занимает позиции крупнейшего инвестора в регионе, инвестируя не только в проекты в сфере экономики стран, но и в социальную сферу, в образование и человеческое развитие. Не следует забывать о базовом характере деятельности России в сфере обеспечения безопасности региона.
Но дело даже не в сравнении, кто больше или меньше помогает Центральной Азии. А в качестве этой помощи, в содействии развитию стран региона. Только с 2008 г. по октябрь 2015 года Россия оказала содействие странам Центральной Азии в объёме 5,6 млрд долларов США.
Кроме того, создан Российско-Кыргызский Фонд развития в форме международной организации с уставным капиталом в размере 500 млн долларов и заёмными средствами в том же размере. Предоставлены кредиты двум кыргызским банкам на сумму около 9 млн долларов каждому. Финансируется проект по расширению и модернизации птицефабрики ОсОО «Брид» на общую сумму 9,4 млн долларов.
Таким образом, важно не умалять роль и вклад различных стран в развитие Центральной Азии, а учитывать реальную картину международного содействия развитию страны, в котором роль России - ключевая.
Пора уже отходить от невольного противопоставления стран друг другу на большом континентальном пространстве, привычки, сложившейся в 90-е годы. Самым главным фактором является то, что страны региона и России, вместе принадлежат к единой Евразийской цивилизации (не пантюркистской или панславянской). Вот эту историческую реальность трудно опровергнуть.
Безвозмездная финансовая помощь России странам Центральной Азии включала в себя:
- более 3,5 млрд. долларов на двухсторонней основе;
- свыше 570 млн долларов по линии ООН;
- более 1,3 млрд долларов по линии Всемирного Банка и других структур (ОБСЕ и т.д.) а также ЕАЭС, включая часть реализованного в ЦА взноса России в Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере свыше 592,3 млн долларов.
Постоянно оказывается гуманитарная помощь странам Центральной Азии. Сложная ситуация в Кыргызстане потребовала особого внимания с 2010 года.
В 2010 г. – по линии МЧС России для ликвидации последствий межэтнического конфликта в Кыргызстан поставлено около 3 тыс. тонн гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки, предметы первой необходимости, медикаменты, медицинское оборудование), 37 единиц автомобильной техники, 20 тыс. тонн дизельного топлива, 2,5 тыс. тонн семян зерновых культур. Общий размер помощи - более 11,5 млн. долларов. В Узбекистан поставлено 120 тонн гуманитарной помощи для беженцев из Кыргызстана. В итоге - более 3 млн. долларов.
Комментарии