Киргизия после завершения приграничного конфликта с Узбекистаном приводит в порядок не только спорные участки границы, но и возвращает себе собственность, находящуюся на территории республики, но используемую иностранными бизнесменами. Накануне вечером, 4 апреля, стало известно о том, что на внеочередном закрытом заседании кабмина было принято решение о национализации четырёх пансионатов на берегу Иссык-Куля. «Рохат», «Дилором», «Бустон» и «Золотые пески» были в собственности узбекских бизнесменов. Соответствующее постановление уже подписал премьер-министр Темир Сариев.
До революций 2005 и 2010 года понятие экспроприации (принудительного изъятия имущества в пользу государства) и его разновидности – национализации в Киргизии отождествлялось исключительно с событиями начала 20 века и Октябрьской революцией. После свержения же режимов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева начался целый бум национализации бизнеса и объектов, принадлежавших семьям свергнутых президентов и их приближённым. Если в 2005 году национализация была относительно маломасштабной, то в 2010 её размах был огромен. Только в период с 20 мая 2010 года по декабрь 2010 года Временным Правительством КР было принято 38 декретов, на основании которых были национализированы 45 объектов: от пансионатов до строящихся зданий и финансовых учреждений («Акылинвестбанк», «КыргызКредитБанк», «Манас Банк», инвестиционный банк «Иссык-Куль»). Часть из них была выставлена на аукционы, часть – закреплена за государственными министерствами и ведомствами, часть – была законсервирована и получила внешнее управление. Налицо было нарушение Временным правительством Закона об инвестициях КР от 2003 года. Согласно документу, владелец национализированного бизнеса должен получить компенсацию, эквивалентную объективной рыночной цене национализированной инвестиции или её части, включая упущенную выгоду, непосредственно на дату принятия решения о национализации. Она должна быть уплачена в срок согласованный обеими сторонами вопроса в свободно конвертируемой валюте. Эксперты же, указывая на то, что ни о какой компенсации от государства речи не шло, полагали, что декреты незаконны и не могут служить основанием для проведения национализации, поскольку нарушают действующие варианты Конституции КР, Закон об инвестициях и ряд международных соглашений. Однако их мнение не было услышано, и Киргизия получила массовый исход из республики инвесторов. Так, в «чёрном списке» ассоциируемых с режимом Бакиева, но в некоторых случаях не имеющих к его клану отношения персон оказалось более 400 юридических и 126 физических лиц, имеющих не только киргизское подданство, и подвергшихся прессингу со стороны новой власти, что заставило многих или сворачивать бизнес вовсе, или переводить его в соседний Казахстан. В некоторых случаях национализация привела к международным судебным процессам. Например, благодаря её активизации в 2005 году республика получила тяжбу в международном арбитраже с турецкой компанией Sistem Muhendislik по поводу отобранной ею у инвесторов гостиницы «Пинара» ( ныне «Ак Кеме», прим.авт.) . Турецкая сторона оценила ущерб в 11 миллионов долларов, а Верховный суд Онтарио постановил арестовать акции Киргизии в «Centerra Gold Inc.» на эту сумму. А благодаря событиям 2010 года Валерий Белоконь, латвийский предприниматель и банкир, подал иск по отношению к Киргизии в связи с экспроприацией его «Манас Банка». Иск не включает компенсации сложно вычисляемых и доказуемых требований о неполученной прибыли и морального ущерба – только стоимость банка и составляет 16, 5 млн долларов США. В общей сложности благодаря желанию киргизской стороны отхватить кусок от бизнеса инвесторов вопреки мировым нормам, в международных судах на республику было подано, только по данным на 2013 год, исков на почти миллиард долларов США.
Благодаря решению кабмина КР эта сумма, которая несколько уменьшилась за три года, грозит снова вырасти до прежней отметки, в случае, если узбекская сторона решит опротестовать постановление, подписанное Темиром Сариевым. Согласно ему, возврат собственности осуществляется согласно недавним обещаниям главы государства Алмазбека Атамбаева привести все приграничные и земельные вопросы в порядок до ухода его с поста. Кроме того, он опирается на соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года, ратифицированного постановлением Жогорку Кенеша от 12 января 1994 года № 1404-XII, Постановления Верховного Совета КР «О принятии в собственность КР объектов курортно-рекреационного хозяйства, находящихся в пользовании юридических лиц других государств СНГ» от 16 декабря 1992 года № 1080. То есть де-юре пансионаты должны были быть отобраны у Узбекистана более двадцати лет назад, де-факто же руки до объектов курортно-рекреационного хозяйства дошли только сейчас. За это время зарубежные бизнесмены поддерживали доставшиеся им здания в порядке, проводили ремонт, платили налоги –например, за минувший 2015 год ими было отчислено 11, 52 млн сом в казну. Сейчас пансионаты будут переданы на баланс Федерального управления госимуществом, которое проведёт инвентаризацию имущества и проконтролирует его дальнейшую эксплуатацию.
Узбекская сторона пока не комментирует случившееся. Так же неясна и судьба остальных 115 компаний республики, в которых есть узбекские инвестиции: возможно, на политической почве могут подвергнуться давлению сверху и они. Как следствие республика может получить третью волну оттока инвесторов, которым вряд ли захочется, чтобы на их наработанное претендовало безо всякой компенсации государство в целом и отдельные политики в частности.
Дина 06 апреля 2016 17:22
Неужели приняты хоть какие то меры... Давно надо было так сделать. Сариев молодец. Я лично только за, руками и ногами.