На минувшей неделе в России близ города Циолковский в Амурской области официально был запущен новый космодром Восточный. Он стал первым национальным космодромом гражданского назначения, способным вывести российскую космонавтику на новый уровень и обеспечить независимый доступ России в космическое пространство.
С отстроенной первой площадки со второй попытки стартовала первая в истории ракета-носитель «Союз-2.1а» с космическими аппаратами «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218. Несмотря на допущенные более чем 20 ошибок при запуске, процедура прошла успешно. И уже в открытую говорится, что все крупные федеральные проекты, связанные с освоением космоса, будут реализовываться на Восточном, а не на казахстанском Байконуре. Что не радует экспертов и представителей Казкосмоса.
Ранее Байконур был крупнейшим сооружением подобного характера в мире, помогавшим защищать интересы СССР в космосе. С этой площадки запускались на орбиту практически все знаменитые советские космонавты, а позже, с распадом СССР, Россия заключила с Казахстаном договор об аренде космодрома до 2050 года. С него стартовали многие международные экипажи, летел в космос факел сочинской Олимпиады-2014...Случались в истории объекта и катастрофы, ставящие под сомнение безопасность его работников и рентабельность расположения космодрома в данном регионе. В советское время это была крупнейшая катастрофа в истории ракетной техники, в наши дни последним крупным ЧП стало падение ракеты «Протон-М» после запуска. Простые казахстанцы были возмущены случившимся и требовали в соцсетях прекратить договор аренды с РФ. Однако международные отношения портить дипломаты не стали, взяв с России компенсацию в 3 млрд рублей – именно во столько экологи оценили ущерб, нанесённый Казахстану.
С запуском ракеты, пусть и случившимся со второго раза, у чиновников РК и простых граждан возник вопрос: что будет с Байконуром? Несмотря на то, что многие российские чиновники и представители руководства Роскосмоса говорили, что уходить с Байконура не намерены, оба стартовых комплекса нового космодрома говорят об обратном. Первый – под ракету «Союз» - фактически дублирует байконурскую площадку, второй готовится под новый носитель «Ангара», который ориентировочно запустят в 2021 году. Ситуация такова, что априори нахождение стратегического объекта даже при дружественных отношениях между государствами на чужой территории невыгодно: арендная плата, взносы в бюджет города, где проживают работники космодрома, расходы на содержание комплекса и покрытие экологического ущерба в случае чрезвычайных ситуаций, предварительное согласование с властями каждого запуска… По данным Минфина РК, только за 2015 год вложения в Байконур от РФ составили около 1, 3 млрд рублей, а в целом средства, переданные РК за космодром – ещё 4,9 млрд рублей.
Отток подобного финансирования негативно скажется на развитии не только самого космодрома и города, но и космической отрасли страны. Проект «Байтерек» на базе носителя «Ангара», который должен быть был запущен с Байконура, но для которого уже строят пусковую площадку на Восточном – под большим вопросом. Как и будущее студентов, которые, обучаясь в байконурском филиале МАИ, вынуждены будут переехать на Восточный, спровоцировав отток молодёжи из города. Этой точки зрения придерживается экономист Магбат Спанов. В интервью «Курсив.kz» он заявил, что возможный уход России с Байконура поставит крест на развитии отечественной космической программы: у РК нет необходимых для самостоятельного её развития ресурсов. И охарактеризовал действия России как не совсем порядочные.
- Новость о запуске ракеты с Восточного является не очень хорошей для Байконура. Это событие, отражает динамику сотрудничества двух стран-союзников. Казахстан никогда за последние 20 лет не повышал стоимость арендной платы за Байконур. Конечно, Россия пытается создать себе определённую независимость. Но так с союзниками не поступают, как в отношении нас Россия, которая своими действиями их же и теряет, - отметил он.- Я не верю планам россиян по переходу на более экологичные типы ракетоносителей на Байконуре. Просто сейчас идет такой цивилизованный развод. По-русски говоря, они пытаются кинуть нам кость, что все нормально. Всё будет происходить, как прежде. Но судя по тому, что россияне не финансируют свою часть того же комплекса Байтерек, по которому, кстати, есть межгосударственное соглашение, они просто обманывают нас. Мы слишком часто идем навстречу, и с российской стороны это не ценится. Надо разговаривать на языке цифр и заставить их более уважительно относиться к нашим интересам.
По мнению эксперта, Байконур будет использоваться исключительно для запусков ракет-носителей с неэкологичным топливом в ближайшие пять-шесть лет, пока Восточный и инфраструктура к нему не будут достроены. После чего шанс Казахстана как-то договориться о дальнейшем сотрудничестве на базе космодрома будет упущен.
По мнению обозревателя же Александра Германа, космодром так же ещё какое-то время просуществует в качестве российского и позже от него никто не откажется.
- Скорее всего, минимум ближайшие лет десять пилотируемая программа будет осуществляться с Байконура. Возможно, и гораздо дольше. Примерно столько же будут продолжаться запуски «Протонов» – «рабочей лошадки» Роскосмоса, на которой осуществляются основное количество коммерческих пусков, - отметил он в интервью казахскому «Спутнику». - Перспектива Байконура – только в совместном использовании. Казахстану одному, самостоятельно, его не потянуть. России полностью уходить с Байконура, даже после 2050 года, тоже вряд ли целесообразно.
Стоит отметить, что шанс на существование у Байконура после прекращения запусков всё же есть – в качестве масштабной туристической площадки и памятника истории, о чём заявлялось в минувшем году. На февраль 2016 года туристическая инфраструктура Байконура была способна принять около 300 человек, сейчас число гостевых мест усиленно наращивается: возобновлено прямое сообщение между городом и космодромом. Взлётно-посадочная полоса аэродрома «Крайний» может принимать любой тип авиатранспорта, и это, вместе с интересом к ранее закрытому для посещений объекту, по мнению Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, может спровоцировать высокий туристический интерес.
Владимир 31 июля 2016 21:18
А казахи будут пасти БАРАНОВ!!!