В Бишкеке в международном пресс-центре «News-Asia» состоялся круглый стол «Аспекты региональной безопасности в ЦА, основные угрозы и возможности стабилизации». Спектр заявленных тем к обсуждению был весьма широк: от 100-летия событий 1916 года в КР до искажений истории и событий Великой Отечественной войны и отсутствия идеологического стержня.
По последней участники мероприятия оказались более-менее единодушны. По поводу же угрозы политической и военной, а также по вопросу информационной безопасности как центральноазиатского региона, так и России, проявился плюрализм мнений. Так, Андрей РУСАКОВ, исполнительный директор Центра Европейско-азиатских исследований, отметил, что информационной угрозой для России служат пересмотр итогов Второй мировой войны на мировом уровне и подмена исторических событий и ценностей ВОВ. А также легализация сообществ секс-меньшинств и наделения их всем комплексом свобод гражданина, в том числе и на усыновление, брак между собой и отдельные сортиры.
- Раньше никогда не возникало сомнений в том, что Советский Союз победил такое страшное зло, как фашизм. В последнее время мы наблюдаем такие случаи, как отказ от празднования 9 мая на Украине. Стали обыденным явлением шествия бывших легионеров СС в Прибалтийских странах. Второй аспект - это дискуссия о признании и легализации гей-сообществ в РФ, которую инициировала Европа. Запад почему-то всерьёз считает это фактором нашей цивилизованности. Мы должны понимать, что этот вопрос - неприемлем для политической информационной повестки РФ, - подчеркнул Русаков.
В том, что идеологическая угроза нависает не только над Россией и странами ЦА, но и над объединением ЕАЭС, с ним солидарен и Вадим КОЗЮЛИН, эксперт московского Центра политических исследований. Он считает, что помимо экономических, членам объединения нужны и гуманитарные, духовные скрепы - иначе неминуем его распад.
- Принцип ЕАЭС родственен, пожалуй, принципу Евросоюза: свобода движения капитала, рабочей силы и услуг и согласованная позиция в экономике. Но мы плохо представляем, что такое согласованная политика. И в Евросоюзе многие главы государств не понимали, зачем нужен он европейцам - как оказалось, британцам он невыгоден. И у ЕАЭС тоже существует такой же риск распада. Людям непонятно, что несёт ЕАЭС, почему им нужно объединяться, - констатирует Козюлин. - Потом есть ещё один вопрос - валютный, который со временем потребует ответа. У Российской империи и СССР она была единая, Евросоюз в 19 странах из 28 ввёл в обращении евро, а как быть ЕАЭС? Кроме того, у этого наднационального объединения нет лозунга, соскакивающего с языка, который был и при царизме, и при коммунизме, и даже в Евросоюзе есть свой лозунг: «Объединение в разнообразии». Мне кажется, его стоило бы изобрести, как и единую мораль. Необходимо разобраться и с вопросом межнациональных отношений. За сто лет они были и по типу «титульная национальность и туземное население», и по типу «дружба народов», о котором мы всё больше вспоминаем и ностальгируем, в ЕС уважают национальную индивидуальность. В рамках ЕАЭС же их можно охарактеризовать как толерантность, терпимость - мы друг друга терпим. А нужно вернуть понятие дружбы народов, оставшееся у нас в крови!
Кроме того, в своём выступлении эксперт коснулся единого прошлого КР и РФ и общего будущего России и Кыргызстана. Для того чтобы проиллюстрировать прошлое, он коснулся событий 1916 года, как известно, начавшихся с указа о мобилизации на военную службу жителей Туркестана. При царском режиме подобный призыв закончился масштабным кровопролитием, через 25 лет же, летом 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушёл каждый пятый трудоспособный кыргызстанец, в том числе 1400 женщин. Поддержку оказывали и те, кто остался в тылу: советская Киргизия отсылала на фронт продукты и посылки для бойцов, разместила на своей территории эвакуированные с осаждаемых городов предприятия и заводы, принимала в свои семьи осиротевших детей Ленинграда… Что же заставило народ изменить своё мнение? Возвращение на родину покинувших её во время Уркуна, сохраняемая культурная идентичность киргизского народа, устранение перегибов, допускаемых в царское время, новые возможности - равные для всех: и для переселенцев, и для тех, которые прожили уже десятки лет в республике. Открывались новые производства и учебные заведения, создавались все условия для жизни в городе и на селе - эти и многие другие шаги советской власти сделали народы братскими настолько, что общесоюзная беда была воспринята как своя собственная.
Тему 1916 года затронул и главный редактор ресурса «Polit.kg» Аркадий ГЛАДИЛОВ. В ходе круглого стола он представил брошюру «Восстание 1916 года в Туркестанском крае», где попробовал систематизировать точки зрения на события экспертов и политиков, а также документальные свидетельства.
- В этой брошюре собрана лишь малая часть публикаций, посвящённых восстанию в Туркестанском крае в 1916 году. Пока общество не проведёт глубокого анализа причин тех трагических событий, не исследует их влияния на современные умонастроения и не вынесет приговора явлениям, их породившим, не будет успокоения жертвам того восстания, и никто не даст гарантий, что подобное не повторится, - подчеркнул Гладилов.
УДАР СВЕРХУ
ПО МНЕНИЮ ЭКС-СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ АДАХАНА МАДУМАРОВА, САМАЯ БОЛЬШАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ КР ИСХОДИТ ОТ ВЛАСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ.
- Если народ перестаёт верить органам государственной власти, то он найдёт способ избавиться от неё, чем и пользуются террористы, - напоминает Мадумаров. - Кыргызстан сегодня - самое слабое звено в евразийском пространстве. Потому что, по данным одного из депутатов, уже несколько лет назад в республике незаконно находилось порядка 300 тысяч граждан КНР (в 2013 году эти данные озвучивал Мавлян Аскарбеков, прим.авт.). И кто знает, сколько ещё граждан других государств находятся у нас нелегально. Наши правоохранительные органы не ведут подсчёт того, сколько молодых людей возвращаются из зоны боевых действий в Сирии, где они воевали в составе ИГИЛ. Кто взял их на учёт, кто знает, где они сейчас и чем занимаются? РФ рекомендует вести учёт таких лиц, а что у нас? Все об этом знают, но говорить представители правоохранительных органов о проблеме не хотят, т.к. боятся лишиться занимаемых должностей..
НУЖНО ЛИ КЫРГЫЗСТАНУ УЧАСТИЕ В ОДКБ?
ПО ЭТОМУ ПОВОДУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.
По словам исполнительного директора Центра Европейско-азиатских исследований Андрея РУСАКОВА, все вопросы региональной безопасности в ЦА имеют определённые исторические и культурные аспекты. Между республиками бывшего Советского Союза сохраняются очень тесные экономические, гуманитарные и иные связи. Поэтому при возникновении проблем и споров между какими-либо странами региона соседние государства не могут оставаться безучастными.
- В ЦА есть структура, которая обеспечивает безопасность странам-участницам - это ОДКБ. Не все республики региона в неё входят, но, тем не менее, ОДКБ - гарант безопасности ряда государств, - отметил эксперт.
Депутат ЖК Каныбек ИМАНАЛИЕВ считает, что на сегодня ЦА не имеет единой стратегии по защите собственной безопасности. И посему КР должна разработать свою стратегию и принять меры по защите своей государственности и граждан самостоятельно.
- Кто может контролировать безопасность в ЦА? СНГ - пройденный этап, ОДКБ для нас более оптимальный и привлекательный, но сюда включается несколько факторов. Во-первых, из первоначального состава объединения вышло несколько стран (Азербайджан, Грузия и Узбекистан, прим. авт.), то есть, у лидеров стран ОДКБ не было единого видения будущего. Во-вторых, у организации нет опыта решения вооружённых конфликтов внутри стран-участниц. В-третьих, если судить по интервью, у лидеров организации разнополярный взгляд на будущее объединения, - аргументировал он. - Поэтому Кыргызстану нужно надеяться только на собственные силы. Укрепить границы, усилить армию, попробовать провести диалог по теме в таком формате: страны ЦА плюс ещё Китай, Россия, Афганистан и Пакистан, которым так же интересна безопасность в нашем регионе и ликвидация очагов нестабильности.
Экс-министр иностранных дел КР, президент Международного агентства по развитию и политике, доктор политических наук Аликбек ДЖЕКШЕНКУЛОВ, высказал свою точку зрения о сотрудничестве с Россией и членстве КР в ОДКБ.
- Историческая аналогия со временем, когда кыргызы добровольно приняли российское подданство, спасаясь от уничтожения себя как этноса соседями из Китая, повторяется, - полагает он. - Мы говорили о внутренней и внешней безопасности, и, к сожалению, у нас во многих отношениях уязвимая страна: суверенитет, охрана границ… С точки зрения экономической возникает вопрос: способна ли республика самостоятельно выстоять против проблем экономики? Существует угроза и со стороны арабского исламистского, китайского, турецкого и западного влияния. Словом, несмотря на то, что прошли годы и люди изменились, геополитическая ситуация по большому счёту схожа с 19 веком и даже усугубилась. Если тогда была «Большая игра» между Великобританией и Россией, то сейчас на поле много игроков. Да, у нас есть суверенитет, мы - отдельное государство. Но это не ценим. Потому что нам его подарили три славянские республики в Беловежской пуще. Мы проснулись независимыми, наш этнос не проливал пота и крови ради этого. И когда говорят, что кыргызы ничего не достигли за время независимости, только ищут свою идентичность, меня это удивляет. Мы сейчас проходим путь процесса становления государства, тяжёлый и непростой. И скажу откровенно, присоединяясь к сказанному коллегами, - угроз в республике изнутри больше, чем снаружи. Мы пока этого не поняли. Поэтому я думаю, что именно Россия и ОДКБ сегодня гаранты нашей безопасности. Если бы их не было, в разы были бы увеличены и экстремистское, и другие влияния, например, турецкое, чьи истинные намерения вызывают большой вопрос.
Владимир Банников, Кристина Ахрамеева, Елена Короткова (АиФ-Кыргызстан)
Комментарии