После потрясшего утром вторника,30 августа, киргизскую столицу теракта на территории посольства Китая, совершённого смертником, экспертное сообщество КР выдвигает различные версии того, кому понадобился этот акт устрашения. Большинство из них сходится во мнении, что искать нужно уйгурский след.
Этой же позиции придерживается и Токтайым Уметалиева.
- До сих пор нашими силовиками шло заигрывание с так называемой террористической угрозой , которая носила характер расправы с мелкими лидерами кримгруппировок. Данный террористический акт перед китайским посольством на территории, где расположены дипведомства трёх крупных мировых держав - это очень тревожный, серьёзный сигнал, громкий вызов нарастающей опасности. Тем более такая демонстрация произошла в столь неопределённое время в Узбекистане, не то с болезнью не то со смертью лидера этой страны, в период обострения на юге по проблеме Ункур-Тоо. Не исключаю, что экстремистский след может носить сугубо националистический характер, в частности вероятна причастность к акции и представителей уйгурского экстремизма. Возможно и начало перемещения точки геополитического конфликта из Сирии в ЦА, - рассказала она News-Asia. - По последним данным на границе с Таджикистаном и Узбекистаном скопилось более 4000 боевиков выходцев из стран Центральной Азии.
Однако в отличие от своих коллег по экспертному цеху Уметалиева считает, что смертник может стать первой ласточкой более серьёзных событий – как это было в 2010 году на юге КР.
- Последние события нельзя рассматривать без июньских событий 2010года. Перед началом тех событий где-то в мае месяце пошла информации о высадке на юге 13 снайперов, и о дате возможного конфликта. Об этом говорили все, кто приехал к нам на форум с юга. Эта информация была оставлена без рассмотрения бывшим тогда руководством ГКНБ - Дуйшебаевым. О наличии снайперов, стрелявших в разных местах в ночь на 10 июня, общим числом 13, есть информация в отчёте международной комиссии, но объяснения, кто они и откуда тогда никто не дал, переведя весь процесс в кыргызско-узбекский конфликт, - вспоминает она. - Хотя конфликт в основном прошёл в селах, где проживали в большинстве выходцы из Кашгара, которые были переселены в 70-х годах в Андижанскую долину, потом переселившиеся в Ошскую долину, что подтверждается названиями ряда местностей в Оше, где прошли столкновения –Шайт – тобе, Кашкар кишлак и так далее. В кыргызскоязычной прессе проходила информация о наличии уйгурского экстремизма, на это никто не стал обращать внимание. И сегодня, к сожалению, и на юге, и на севере идёт попытка возможного разжигания конфликта как на межнациональной, так и на религиозной почве. Поэтому сегодня все силы нам необходимо объединить во имя безопасности страны и единства народа, быть всем очень бдительными. Усилить охрану объектов, особенно социального характера - школ, университетов, госучреждений и объектов стратегического характера особо связанных с охраной воды.
Стоит отметить, что сейчас на охрану безопасности в республике в усиленном режиме брошены более 10 тысяч сотрудников МВД – как действующих, так и ветеранов органов, так же будут привлечены и народные дружины.
Комментарии