вторник, 26 ноября 2024
Глава Ассоциации кризисных центров КР: «Мы сами растим будущих жертв семейного насилия»

Народный репортер

Напишите нам

/ ИнтервьюRSS

Глава Ассоциации кризисных центров КР: «Мы сами растим жертв семейного насилия»

Глава Ассоциации кризисных центров КР: «Мы сами растим жертв семейного насилия»

25 октября 2019 10:04    Просмотров: 14641

Екатерина Пантелеева, © News-Asia

Ежедневно от семейного насилия в мире страдают сотни тысяч человек. В ряде стран закон строго карает тех, кто переступает грани дозволенного. На постсоветском же пространстве у мучителей руки развязаны: особенности воспитания, пробелы в Уголовных кодексах и чувство безнаказанности порождают жестокость и загубленные жизни. Незаменимыми помощниками тем, кто оказался на улице, спасаясь от некогда любимого человека, становятся кризисные центры. В них люди получают комплексную помощь и шанс на новую жизнь.  В Кыргызстане с 2010 года по факту семейного насилия в кризисные центры обратились 53 тысячи 546 человек. В 2018 году их количество составило 5 972 человека. 5 520 из них-женщины.

Нередко пережившие насилие в семье возвращаются в небезопасный дом снова и снова. Какие причины заставляют кыргызстанок закрывать глаза на побои? Можно ли разорвать порочный круг? Какие проблемы испытывают сами кризисные центры? На эти вопросы порталу News-Asia ответила исполнительный директор Ассоциации кризисных центров КР Толкун Тюлекова. По словам собеседницы, сегодня кризисные центры страны не всегда могут оказать комплексную помощь. Это связано с зависимостью организаций от внешнего финансирования. Раньше КЦ получали деньги от международных доноров, однако несколько лет назад эта практика закончилась.

- Мы сильно зависим от внешнего финансирования. Раньше средства выделяли международные организации, последние 3-4 года этого нет. Минтруда в течение двух лет в рамках госсоцзаказа дает от 300 до 700 тысяч сомов в год на один кризисный центр. Обратившимся женщинам мы никогда не откажем, но не всегда они получают ту комплексную помощь, которая необходима. Должно быть убежище, где девушка может укрыться на какое-то время. Не везде такое есть. Был случай, когда член КПНС (комитет по предотвращению насилия в семье, авт.) взял девушку к себе домой. Тем самым, работник подверг себя опасности, пришлось глубокой ночью перевозить женщину в центр «Сезим», где есть шелтер. Там предусмотрены питание, средства гигиены. Мы пытались просчитать сколько требуется денег, но это сложно. К каждой женщине нужен индивидуальный подход, - рассказывает Тюлекова.

- На какую помощь могут рассчитывать обратившиеся женщины?

- Многие девушки не могут самостоятельно оформить пособия, написать заявления, получить охранный ордер. В этом им помогают юристы. По возможности мы подключаем и другие службы – отдел по поддержке семьи и детей, например. Есть психологическая поддержка.

- Вы сказали об охранных ордерах. Насколько они эффективны?

- В прошлом году их было выдано 7 114. Но ситуация сложная. С января в силу вступили новые кодексы. Семейное насилие входит в Кодекс о проступках, который содержит правонарушения небольшой тяжести. За них не предусмотрен арест. В качестве наказания – общественные работы или штраф от 30 до 60 тысяч сомов. Женщина, обратившаяся с заявлением, понимает, что эти деньги будут выплачиваться из семейного бюджета, много отказов в итоге. Виновник осознает, что ему ничего не грозит, после возвращения домой снова избивает жену, а иногда и ребенка. Ситуация складывается не в пользу пострадавших, у милиции руки связаны. Кроме того, семейное насилие очень сложно доказать. Пострадавшие зачастую обращаются за помощью тогда, когда следов на теле уже не остается, судмедэкспертиза ничего не показывает. Кроме того, насилие может быть психологическим, а психолого-психиатрическую экспертизу назначают редко. А даже если и дают направление, то процедура состоится через месяц. Сейчас межведомственная рабочая группа пытается внести изменения в кодексы. Мы понимаем, что всех сажать нельзя, можно прописать исключительные случаи. Состояние алкогольного опьянения, к примеру. В советское время были вытрезвители, куда человека помещали на время, сейчас их нет. Все возвращаются домой, женщина попадает в небезопасное место. 

- Часто ли девушки после помощи кризисных центров возвращаются к мужьям?

- Статистики нет, но это не редкость. Причины – экономическая зависимость, чужое мнение... У многих женщин по 2-3 ребенка, которых кормить нужно. Кто-то понимает, что в нашем, кыргызском обществе, отношение к разведенной женщине другое. Их не приглашают на тои, общие семейные мероприятия… Большую роль играет убежденность женщины в том, что ребенок должен расти в полноценной семье. Когда мы с членами КПНС работали, то объясняли, какие последствия влечет семейное насилие. Мы пытаемся быть хорошими женами, сохранить семью, растить детей с отцом-тираном… А как это отражается на детях? Ведь получается замкнутый круг: мальчик, который вырос в такой семье, не видел другой модели отношений, не умеет выходить из конфликтов. Он видит выход только через физическое насилие и будет в дальнейшем совершать его в своей семье. А девочка берет модель поведения матери, терпящей насилие. Этот круг нужно разбивать.

- Можно ли составить портрет женщины, которая сталкивается с семейным насилием? Уровень образования, возраст…

- Это очень разные женщины. Чаще всего обращаются девушки без образования, но есть и другие. К нам попадали преподаватели вузов, учителя. Есть тенденция, которую я заметила. Возможно, это субъективное мнение, но чаще стали обращаться женщины, мужья которых родились в 90-е годы. Они настолько агрессивные и жестокие… Может быть, это связано с тем, что они родились в тяжелое время, родители не дали им столько любви, сколько ребенок должен получить. Они совсем молодые, 29-30 лет. И им все равно куда жена с 4 детьми пойдет. Когда я прошу их отдать документы, чтобы устроить ребенка в садик или школу, зимние вещи, они говорят: «их вещей здесь нет». И это в отношении своих же детей! Очень тяжелые люди. Как-то те годы на наших мужчинах отразились.

- Если обобщить, какие реальные инструменты защиты есть у женщин?

- Она должна выстраивать для себя правила безопасности. Молодым девочкам, которые только дружат, влюбляются, очень сложно распознать кто перед ними. Но предпосылки все-таки заметить можно. Если парень заставляет одеваться так, как он хочет, ограничивает общение, запрещает общаться с подругами, то продолжать отношения с таким человеком не стоит. Это признаки того, что твоя жизнь не сложится так, как хочешь ты. Мы должны этому учить девочек. Сегодня насилие воспринимается как обыденное явление, как норма жизни. Почти 26 процентов женщин согласны с тем, что муж может их побить, если они не так заварили чай, отказали в сексуальной близости, плохо ужин приготовили…

- Почему так происходит? Это самооценка, воспитание? 

- Низкая самооценка, менталитет. В нашем обществе девочек воспитывают домашним работником, который должен терпеть, слушать брата, старших. Когда девочку крадут для замужества, она молчит. Бабки над ней встают, говорят, что нужно надеть платок… Она и надевает. Мы своими руками воспитываем будущих жертв семейного насилия. Нужно перестраивать отношения, разрывать круг, разбивать стереотипы. Ведь многие до сих пор говорят о том, что женщина сама виновата в побоях – мол, муж не в настроении, надо ему угодить, а ты не мудрая, не смогла… Это все создает рамки для девушек. Важно показывать хорошие примеры, воспитывать девочек лидерами.

- Многие зависимы от мужей финансово. Экономическая независимость женщины роль играет?

- Финансовая «подушка» будет большим плюсом. Здесь еще вопрос в том, что семьи накопленное передают мальчикам. А можно было бы купить дочке однокомнатную квартиру. У нее будет дом, куда можно в любой момент пойти. Во время беременности жилье можно сдавать в аренду, муж уже не заставит ему угождать, пользуясь полной финансовой зависимостью. Нужно учить детей выстраивать правильные отношения. Возможно, ввести курс в школах или вузах. Бороться с насилием очень тяжело, здесь и мнение общества большую роль играет. Например, муж готов делать уборку или он хорошо готовит. Жена в это время с ребенком уроки делает, белье гладит... Что делает общество? Называет мужчину подкаблучником. Семья должна отстаивать свои отношения, не позволять никому в них вмешиваться. В последнее время женщины стали чаще обращаться за помощью, писать заявления в милицию, узнавать информацию о своих правах. Это здорово.
 

Фото на превью: sputnik.kg

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

17 июля 2024 07:57

«Россияне и поляки — братские народы» — история политического беженца из Польши

Дома Марчину Миколаеку грозит до пяти лет тюрьмы за то, что он критиковал власти Польши, разжигающие ненависть к России.

13 июля 2024 09:32

Диалог на двоих – диалог с друзьями!

В середине апреля в Жогорку Кенеш в рамках деятельности Совета по вопросам миграции и противодействия торговле людьми при Торага Жогорку Кенеш Кыргызской Республики прошел «круглый стол» по теме: «Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет».

Обзоры

 Артём Хегай 

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Как живётся уйгурам в Кыргызстане?

 Екатерина Пантелеева 

В КАПУСТЕ НАШЛИ ИЛИ АИСТ ПРИНЕС?

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту ребенка

 Елена Скворцова 

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

Пётр Чесноков: «Я не терял оптимизма, верил в свои силы и активно занимался спортом. А по большому счету жизнь у меня самая обычная».

О стране