пятница, 29 ноября 2024
Что творится с кыргызской литературой?

Народный репортер

Напишите нам

/ КультураRSS

Что творится с киргизской литературой?

Что творится с киргизской литературой?

24 декабря 2013 13:44    Просмотров: 14709

Елена Короткова, © News-Asia

12 декабря - День национальной литературы Кыргызстана. Праздник всех поэтов, прозаиков и считающих себя таковыми. Но об их деятельности практически ничего не слышно в ворохе новостей об очередных митингах и неурядицах в стране. Да и в книжных магазинах практически нет книг местных авторов.

Скромная свобода

Во все времена человек стремился выразить свои чувства через творчество. Любовная лирика, исторические романы и заметки в блогах - всё это попытки каждого поколения осмыслить действительность. О том, что изменилось в кыргызской литературе рассказал Бахтияр КОЙЧУЕВ, кандидат филологических наук, доцент и литературный критик.
- За последние двадцать лет литература стала более многоликой, - уверен критик. - Автор идёт навстречу читателю, ориентируясь на массы, пишет  детективы, рассказы, мемуары.

В кыргызстанской литературе распространены жанр «санжыра» - родословная, историческая и эзотерическая тематика. Примером могут служить романы Аммиана фон Бека о гуннах. Но есть и тенденция, при которой герой находится в условиях глобализации, попадает в большой мир. Не хотел бы делить литературу на русскую и кыргызскую, но могу сказать, что русскоязычная литература успешнее заявляет о себе на мировом уровне: Турусбек Малдыбай, Алексей Торк, Вячеслав Шаповалов, Талип Ибрагимов…
Просто сейчас литература переживает тяжёлые времена. Сужается круг читающих людей.

Отметил Койчуев и то, что о необходимости развития кыргызского языка и литературы говорят очень часто, но упускают один момент - перевод произведений кыргызских классиков на русский язык. И наоборот: произведения современных авторов не могут найти кыргызскоязычных читателей. Есть, по его словам и ещё одна беда: даже имеющиеся произведения Баялинова, Токомбаева, Сыдыкбекова, изданные на государственном языке, почему-то не переиздаются.
По словам Койчуева, положение может исправить новое поколение авторов, которое активно вмешивается в культурную и общественную жизнь.
- Хорошо, что появляются новые имена, молодые авторы, которые пытаются самоорганизовываться: «Ковчег», «Литком» и другие. Из всех этих объединений может зародиться нечто новое. Да и сам факт того, что люди общаются между собой, говорят о литературе, полезен для духовного развития личности. Лучше пусть они ведут литературные беседы и занимаются графоманством, чем пьют водку.

Айтматовых нет

Получается, что кыргызстанцы написанное соотечественниками почти не читают. Если они и добираются до бумажных и электронных книг, то предпочитают уже «раскрученное» чтиво: Бориса Акунина, Стига Ларссона, Харуки Мураками, Чака Паланика… На вопрос «почему?» от лица молодёжи ответила Малика КАПАРОВА, будущий филолог.  По долгу специальности она вынуждена читать всё, что пишут местные авторы.

- У нас есть именитые, талантливые писатели: Александр Иванов, Светлана Суслова, Олег Бондаренко… Но они не очень популярны в обществе, - считает она. - В чтении их произведений заинтересованы только критики, учёные-литературоведы, студенты-филологи и сами писатели. Почему? У нас нет массовой литературы, нет бестселлеров, нет литературы на злобу дня. Но думаю, что литература Кыргызстана окончательно не исчезнет, а ряды писателей будут пополняться новыми силами: многие начинающие авторы объединяются в литературные сообщества, выпускают сборники, делятся друг с другом творческим опытом. Возможно, среди них есть новый писатель мирового уровня, как Чингиз Айтматов. Но из существующих авторов пока, к сожалению, такого уровня никто не достиг!

И она права. В Бишкеке сейчас существует 10 литературных объединений. Проводятся тренинги для молодых авторов, множество конкурсов, недавно даже прошёл Литературный фестиваль молодых писателей, который освещался «АиФ». Но новых Айтматовых, Токомбаевых, Сусловых, которых бы переводили на десятки мировых языков, увы, нет.

Мнение Эфф

Литература уходит в Интернет. Отправляются в Сеть и сами авторы, предпочитая публиковаться на многочисленных творческих сайтах и форумах. Раздел для прозаических и поэтических откровений пользователей первым предоставил форум Diesel. И через несколько лет модераторы «Творчества» создали свой сайт, куда могут выкладывать произведения и обсуждать их со всеми авторами.

 - Много ли у нас бумажной, то есть печатной литературы? Нет, конечно. Если совсем сузить вопрос до художественной, то достаточно будет привести в пример две небольшие полки в том же магазине «Одиссей». Выбор скуден, - констатирует Юлия ЭФФ, администратор tvorchestvo.kg. - Зачастую авторы  публикуются в альманахах, которые, соответственно, читают единицы. Исходя из вышесказанного, печатная литература более популярна среди людей от 50 и старше. Тех, кто не владеет Интернетом в полной мере. Соответственно, сетевая литература - среда читателей младшего возраста. Честно говоря, сравнив и ту, и другую литературную ипостась, я бы выделила сетевую, она менее ограничена официальными условностями, её дешевле читать и по магазинам ходить не надо. Поэтому ставлю на сетевую: эпоха массового Интернета возьмет свое!
Ещё одной причиной ухода в мир иной печатных книг Юлия считает неумение редакторов альманахов разыскивать в Сети интересных авторов, способных писать живым языком на интересные и актуальные темы. Они одинаковы и у зарубежных, и у кыргызских сочинителей.

 - Много пишут фантастику, фэнтези: этот жанр всегда пользовался спросом. Социальная проза тоже хорошо «идёт», но в общей массе она скучна и слишком пафосна, - заключает Юлия. - Из сетевых авторов, у которых уже есть своя аудитория (у некоторых не только в КР), я бы выделила следующих: Дмитрий Ащеулов, мастер психологической фантастики и драмы; Данияр Каримов, фантаст, которого уже заметили в России и чьи произведения уже «воруют» для своих творческих сайтов; это Розовый Ганс (псевдоним, конечно), мастер странной, но неповторимой прозы в жанре психоделии и социалки; Юлия Кулешова, чья специализация - вампиры и прочая нечисть, пишет и нескучную социальную прозу. Я бы еще отметила Аделю Галлифулину, которая только начинает, но, уверена, что её женские романы уже сейчас раскупались бы. Артём Хегай, пишущий фэнтези... В общем, качество в сети, как и на базарных прилавках, разное. Хватает всякого. Но можно просто пройти мимо и не тратить своего времени.

Книги по-прежнему востребованы

Марат АХМЕДЖАНОВ, издатель британской компании Silk Road Media, продвигающей Центральную Азию и её литературу за рубежом. В 2012 году его компания организовала в Бишкеке первый Международный литературный форум-фестиваль Open Central Asia Book Forum & Literature Festival: «Печатные издания по-прежнему остаются рентабельными. Несмотря на устоявшийся миф о том, что люди во всём мире стали меньше читать, статистика говорит об обратном. С каждым годом продажи книг во всем мире растут, как печатных, так и электронных. Сейчас электронные книги составляют всего 12% продаж, но через 15 лет ожидается, что их доля увеличится до 40 %.Как бы то ни было, все современные издательства на Западе издают новую книгу сразу в двух форматах - бумажном и электронном. Так поступает и наше издательство. Несмотря на жёсткую конкуренцию в мире книг, книги авторов из Центральной Азии могут занять своё достойное место. Есть несколько благоприятных факторов для этого: растущий интерес к региону и его культуре, отсутствие конкуренции и выбора переводов авторов региона на английском языке, уникальность стиля написания и тематики. Пока самым успешным автором региона остаётся Чингиз Айтматов. Помимо Рахима Каримова с его романом «Камила», хотелось бы отметить и Казата Акматова, Хамида Исмаилова, Мухамеда Шаяхметова, Бегеназ Сартова, Мариника Бабаназарова. Работать с ними непросто, но очень интересно.
Причина же того, что многие талантливые произведения не могут увидеть свет - авторская лень. Писатель должен участвовать в продвижении книги, а не сидеть и ждать прибыли от продажи своего создания.
Будущее кыргызской литературы же находится в руках, как самих авторов, так и в профессионализме местных издателей, которого пока очень мало. Мировая литература нуждается не только в этнографических произведениях, но и в хороших детективах, фантастике и любовной лирике! Да и авторы мало представляют, что раскрутка их книги - это совместная и постоянная работа не только издательства, но и самого автора. Им нужно вести свой блог, страничку на Facebook, Twitter, встречаться с читателями, писать обзоры, принимать участие в литературных фестивалях. Современный автор должен не просто написать текст, но и приложить усилия к работе над его редактированием, маркетингом и дизайном. Он не может просто оставаться в стороне и ожидать мгновенной славы и сказочной прибыли. В современном мире издаётся более 350 000 новых книг и произведений только на английском языке каждый год, и нужно приложить все возможные усилия, чтобы читатели выбирали именно его книгу!»

Аргументы и Факты-Кыргызстан, №27, 2013 год

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

20 августа 2024 16:16

В Бишкеке и Оше пройдет "Ночь кино"

24 августа в Бишкеке и Оше состоится всероссийская акция "Ночь кино", впервые проходящая в Кыргызстане. В Русских домах в обоих городах будут показаны новейшие фильмы российских режиссеров Алексея Германа-младшего, Александра Войтинского и Александра Андрющенко.

01 августа 2024 06:49

Кыргызский кинематограф и в новую эпоху должен играть важную роль

Заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Эдиль Байсалов провел совещание по вопросам развития отечественной киноиндустрии.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

О стране