воскресенье, 01 декабря 2024
Сможет ли мастер маникюра, работающая на дому, заставить СМИ, оклеветавшие её, опубликовать опровержение лживой информации?

Народный репортер

Напишите нам

/ ОбществоRSS

Сможет ли мастер маникюра, работающая на дому, заставить СМИ, оклеветавшие её, опубликовать опровержение лживой информации?

Сможет ли мастер маникюра, работающая на дому, заставить СМИ, оклеветавшие её, опубликовать опровержение лживой информации?

13 мая 2016 13:50    Просмотров: 10796

Елена Короткова, © News-Asia

Как можно защитить своё доброе имя, если вас публично обвинили в преступлении и оклеветали в СМИ? Этот вопрос встаёт перед всё большим числом жителей Киргизии. Часто бывает, что в погоне за сенсацией и просмотрами в Интернете республиканские информационные ресурсы публикуют о своих гражданах порочащие или же не до конца достоверные сведения, делая их «антизнаменитостями» и нанося ущерб, как бизнесу, так и репутации героя публикации.

Один из аналогичных случаев произошёл совсем недавно. Бишкекчанка Мария Адонина обратилась в редакцию портала News-Asia с просьбой разобраться в её истории и помочь в ситуации, задевшей её профессиональную репутацию без всякого на то повода. Девушка находится в декрете и работает на дому: спа-процедуры, эпиляция, педикюр и маникюр…Поэтому старается клиенток «со стороны» не брать, чтобы не приводить домой  посторонних людей - в основном обслуживает по знакомству .

- 28 апреля этого года ко мне пришла одна из моих клиенток, Жамал Мырзалиева, расплатилась за услугу и ушла, затем пришла её подруга - Гульмира Жуманалиева. Они уже обслуживались у меня около года, поэтому никаких подозрений не возникло. За маникюр Гульмире полагалось заплатить 700 сомов, но у неё была только тысячная купюра. Я взяла деньги, отсчитала сдачу в 300 сомов… Наш диалог слышала следующая клиентка, которая ждала в коридоре своей очереди. Я не люблю, когда кому-то приходится ждать, поэтому рассчиталась быстро, особо не приглядываясь к деньгам, которые Гульмира мне дала, дала сдачу на автомате…А через пять минут она вернулась и начала говорить, что я украла у неё 3 тысячи! Затем позвонила своей подруге Жамал, та прибежала, и они вдвоём начали на меня кричать: мол, мы тебя давно пасём, мы на «Дордое» пашем, а ты тут лёгкие деньги зашибаешь! Но мы тебя поймали – с купюр, что у тебя, мы сделали копии! Процедуры, которые я уже начала делать клиентке, естественно, пришлось прекратить. Истеричные дамы набрали номер следователя Первомайского РОВД, именно ему, как оказалось, Жамал написала на меня заявление, что я у неё украла якобы 100 долларов и 7 тысяч сомов. Гульмира утверждала, что у неё пропало три тысячи! Когда приехал следователь, я настаивала на своём, утверждая, что взяла за свои услуги всего 700 сомов. Затем разрешила проверить свои вещи. В итоге в моём  кошельке оказалось на 3 тысячи больше, чем я сказала: оказывается к купюре, которую мне дала Гульмира были аккуратненько приклеены ещё три денежных знака достоинством в тысячу сомов. Новёхонькие, гладкие…Но самое удивительное, что их номера были записаны у клиенток! Я их тут же вернула - мне чужого не надо! Но сотрудник милиции не стал их брать, а просто попросил «потерпевших» написать расписку, в которой указывалось, что они предъявят эти купюры по первому требованию, - рассказала Мария.

- Затем следователь повёз всех в РОВД. По дороге  «потерпевшие» сказали: мол, верни то, что украла у нас раньше и сейчас! Вымогали порядка 20 тысяч сомов. В кабинете один из оперативников сфотографировал меня плачущую, объяснив, что это, якобы нужно для дела. После нас доставили в Октябрьский РОВД по месту жительства, у меня забрали паспорт, продержали там более 5 часов. В это время милиционеры опрашивали других клиенток, на предмет  краж у них, пока они были у меня. Звонили мужу, вымогали деньги по телефону - записи разговоров у нас есть.
Милиционеры провели расследование, и оказалось, что для возбуждения уголовного дела недостаточно улик. Доказательств причастности Адониной к кражам нет, есть только заявление «пострадавших», и деньги, включая те, что причиталось ей за работу, она Жуманалиевой вернула... Конфликт был исчерпан.  Но девушку беспокоит другое: её репутация мастера оказалась подмоченной. Её имя и фотография оказались опубликованными на нескольких крупнейших информресурсах республики. Фото из Первомайского РОВД оказалось в сводке на информационных порталах, появилось под негативными заголовками в социальных сетях…

- Как будто я мошенница и воровка! Какое право имели журналисты так писать? Я сама заканчивала факультет международных отношений, по профессии - журналист. Меня учили, что публикация непроверенной информации - это непрофессионально! - возмущается девушка. – Я намерена потребовать опровержения или обратиться в суд за защитой чести и достоинства.

Вопросы не праздные: косметические услуги на дому – бизнес, достаточно популярный в крупных городах и населённых пунктах Киргизии. Подобная антиреклама может нанести удар по уже имеющейся сети клиентов, да и жертвой аналогичного «развода» может стать любой мастер -визажист, косметолог или парикмахер, работающий на дому. Корреспондент портала News-Asia обратилась к юристам за комментариями. Адвокат Азамат Булатов разъяснил, как может защитить себя мастер, работающий на дому, от обвинений со стороны клиентов. И как в свою очередь, клиенты могут обезопасить себя при обращении к мастерам на дому от некачественных услуг, случаев воровства личных вещей или даже сексуального насилия.

- Бизнес на дому должен обязательно патентироваться в налоговых органах. Ведь с патентом и мастер, и клиент будут увереннее в своих правах. Мастер в том, что его не смогут оклеветать или обвинить не разобравшись . Клиент в том, что у мастера имеется не только сертификат об успешном окончании курсов, но и патент на право деятельности. Значит, он занимается этим всерьёз. В вашем случае мастер может иметь для себя печальные последствия. Обвинение в краже с её участием не смогут доказать силовики, но запросто предъявят ей мошенничество: без патента или лицензии втёрлась в доверие, обманом представившись мастером по маникюру и завладела обманом денежной суммой. Такое случается порой. И нужна будет долгая работа адвоката, который будет доказывать, что она постоянный мастер, имеет своих клиентов и т.д. Объявление в СМИ будет расцениваться против неё. А будь у мастера патент, то обвинить её в мошенничестве уже проблематично. 2 000 сом стоит ежемесячный патент - зато спокойствие в работе обеспечено. Имея документ, мастер могла бы выписывать квитанции об оплате клиента за услугу. Клиент, если не понравится работа мастера, могла бы через суд потребовать обратно свои деньги и возмещение на потраченные расходы. Были бы хоть как-то застрахованы обе стороны. В этом конкретном случае переплелись и налоговый кодекс и административное право, гражданский кодекс, и, к сожалению, уголовный кодекс, - резюмировал юрист. - Если дело больше относится к уголовному кодексу, то другие фазы гражданских норм почти не учитываются. В уголовном судопроизводстве доказывается вина или не вина человека. Это неправильно. Но, к сожалению, статьи о мошенничестве и клевете очень нечётко обозначены и расписаны в нормах. И зачастую человек, который балансирует между мошенничеством и гражданским невыполнением своих обязательств становится жертвой следователя. По Конституции и УК, УПК у нас - презумпция невиновности. На практике всё обстоит иначе. Человек, которого обвинили в чём-то, сам доказывает свою невиновность.

- Может ли мастер потребовать компенсации или опровержения у СМИ, представивших её персону как мошенницу?

- По закону человек считается невиновным пока суд, и только суд не признает его вину. В конкретном случае мастеру надо подать гражданский иск, чтобы газета или информационный портал вынес опровержение тем же шрифтом и размером, что печатал ранее недостоверный и порочащий материал. Редакция должна принести публичные извинения. Компенсацию можно требовать в том случае, если девушка докажет, что невиновна и возбудят дело по факту клеветы уже в отношении её оппонента. С этими решениями она сможет обратиться повторно в суд и требовать компенсации у СМИ. Можно подать обращение и до этих решений. Но суд приостановит рассмотрение до вынесения приговоров или постановлений по уголовному делу. Мастеру нужно немедленно писать заявление о клевете. И параллельно с заявлением о мошенничестве оно должно рассматриваться. Должен работать адвокат и доказывать факт клеветы и опровергать обвинения в мошенничестве. Следователю это не нужно. Так как, возбудив дело по факту мошенничества или в отношении мастера, он должен будет доказывать её вину. Тем более возбуждение уголовного дела чревато для следователя последствиями: если вина не будет доказана, будет налицо статья о незаконном возбуждении уголовного дела.

Портал News-Asia будет следить за развитием событий.

Я рекомендую 6 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

25 августа 2024 18:38

Волонтеры США приняли присягу для прохождения службы в Кыргызстане

На церемонии присутствовали посол США в Кыргызской Республике Лесли Вигери, директор Корпуса мира в КР Хойт Брайан Йии, бывшие волонтеры, а также местные учителя и директора школ, с которыми волонтеры будут совместно работать.

16 августа 2024 09:21

16 августа в Кыргызстане отключат незарегистрированные мобильные телефоны

С 16 августа все мобильные телефоны, не прошедшие регистрацию в Государственной системе идентификации мобильных устройств (ГСИ), будут отключены от сети в Кыргызстане.

Обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

 Елена Короткова 

БЛЕСК И НИЩЕТА

Бишкек потратил на празднование Дня независимости КР почти 35 тысяч долларов.

О стране