Само понятие «паллиативная помощь» в Кыргызстане на слуху относительно недавно и доступ к ней для большей части населения существенно ограничен. Не меняет ситуацию принятый в 2016 году соответствующий закон, в стране по-прежнему нет ни паллиативных служб, ни обученного персонала. В связи с этим эксперты призывают наладить доступную внебольничную помощь тяжелобольным людям в каждом регионе, а не только там, где есть общественные фонды, международные организации или неравнодушные врачи.
Кто поможет?
Медицинская помощь неизлечимо больным кыргызстанцам в стационарных условиях оказывается на 25 паллиативных койках в Национальном центре онкологии и гематологии в Бишкеке. Всего 5 коек в Ошском межобластном онкоцентре и 60 коек для больных туберкулезом в Кемине. Понятно, что содержание дорогостоящих хосписов государству не по карману, однако специалисты ещё в 2013 году предложили альтернативный вариант – оказание паллиативной помощи на дому. Отклика от властей не последовало, однако инициативу поддержал фонд «Сорос Кыргызстан». Тогда же была организована первая выездная группа, которая и начала заботится о неизлечимых пациентах.
«Сегодня две паллиативной службы работают в Бишкеке и одна в Оше. В междисциплинарную команду входят врачи, медсестра, консультанты – узкие специалисты, волонтеры. В случае необходимости мы привлекаем даже священнослужителей. Помощь состоит из трех компонентов – медицинская, социальная, психологическая. Мы посещаем пациентов на дому, на визит уходит 2,5 часа. Одна команда ежегодно охватывает около 100 человек. Кроме того, мы консультируем людей с пригорода, то есть практически никому не отказываем. В среднем под наблюдением наши пациенты находятся 3 месяца», – рассказывает Лола Асаналиева, сопредседатель Ассоциации паллиативной помощи в КР.
Выписали и забыли
По словам общественников, подавляющее большинство людей, которым требуется паллиативная помощь, – это пациенты с онкологией. В 2017 году Лола Асаналиева провела исследование и выяснила, что в год 20 тысяч кыргызстанцев нуждаются в паллиативных услугах, из них более 3 тысяч пациентов ежедневно.
«Около 80% паллиативным пациентам можно оказывать помощь в домашних условиях. Согласно нашим подсчетам, ежемесячные затраты на одного больного составили 3420 сомов. Курс ухода – 45 посещений пациента – стоит около 20 тысяч сомов. Притом, что в месяц мы теряем в среднем 30 человек. Это небольшие суммы. Оказание таких услуг на дому обходится в 3 раза дешевле, чем в специализированных стационарах», – пояснила специалист.
Тем не менее, существует ещё одна проблема – ограниченный законодательством доступ к опиоидным анальгетикам. Как правило, паллиативные пациенты испытывают тяжелые физические страдания. Сегодня практически у всех сельских аптек нет лицензии на хранение и отпуск наркотических обезболивающих. Чтобы купить болеутоляющий препарат люди вынуждены преодолевать огромные расстояния. Однако далеко не у всех такая возможность есть. В свою очередь, директор программы «Общественное здравоохранение» фонда «Сорос-Кыргызстан» Айбек Мукамбетов считает, что правительству вполне под силу решить законодательные проволочки и обеспечить нуждающихся людей обезболивающими.
«Неужели нельзя заложить в бюджет 75 тысяч долларов на госзакупку минимального количества обезболивающего (5 кг), которое необходимо в рамках нашего исследования. Кроме того, есть стандартная рекомендация ВОЗ для развивающихся стран: на каждые 100 тысяч населения нужно открывать 5 паллиативных коек. Мы не просим создавать дорогостоящие хосписы, которые невозможно финансировать на государственном уровне. В каждом из областных центров в территориальных больницах выделить 5 коек – это не требует непомерных затрат. Вся законодательно-нормативная база для их работы есть – клинические протоколы, руководство, стандарты, положения, все это есть. Нужна лишь политическая воля, – заключил Мукамбетов.
Справедливости ради стоит отметить, что Минздрав включил вопросы улучшения доступности и качества паллиативной помощи в Национальную программу по контролю рака. Документ сейчас находится на стадии обсуждения.
Фото иллюстративное
Комментарии