Принятие изменений в Конституцию Узбекистана столкнулось с неожиданным препятствием в виде протестов в Каракалпакстане из-за изъятия положений о суверенитете этого региона и возможности его выхода из Узбекистана по итогам референдума.
По предложению Президента Узбекистана эти позиции уже убраны из проекта новой Конституции. Ряд информационных источников говорит о элементах внешнего и даже криминального участия в прошедших беспорядках. При этом, как ни парадоксально, но именно благодаря централизованной поддержке со стороны республиканского руководства и лично Шавката Мирзиеева, Каракалпакстану удается оставаться «на плаву» и даже иметь определенные перспективы развития. Но сам факт недовольства в одном из самых сложных в социально-экономическом плане субъектов и самом неблагополучном по экологическим критериям регионе, страдающим от обмеления Амударьи и высыхания Аральского моря, по мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, говорит о необходимости особого внимания к Каракалпакстану. Общественные настроения вполне могут быть использованы различными террористическими и экстремистскими группировками, противостоять которым можно только в согласованных действиях с соседними государствами. Теоретически, актуальным становится вопрос о более тесном сотрудничестве Узбекистана и ОДКБ, где антитеррористическая деятельность является одним из основных направлений:
- В отличие от большинства государств на постсоветском пространстве, Узбекистан – страна молодая, шестьдесят процентов населения которой составляют молодые люди до 30 лет, то есть с колоссальным «молодежным навесом». Формат деятельности государства, заложенный в прежней редакции Конституции страны, закладывался без их активного участия и отражал реалии прошлого века. Это касалось всех сторон – и экономической, и социальной, и правовой. Нельзя сказать, что прежняя редакция Основного Закона Узбекистана не отражала основные гарантии прав и свобод граждан, однако даже Узбекистану пришлось пройти сложный путь для того, например, чтобы по словам Шавката Мирзииева, в стране «был полностью искоренен принудительный и детский труд». Одно это позволило снять ранее введенный бойкот на хлопок и текстиль из Узбекистана и активно развивать это направление промышленности как одну из основных отраслей экономики. Признание Узбекистана в новом проекте Конституции социальным государством ставит перед органами власти огромную задачу по законодательному обеспечению основных прав граждан – на жилье, охрану здоровья, труд и образование. Реализация этих прав требует значительного бюджетного обеспечения, что, в свою очередь, невозможно без радикального увеличения темпов экономического роста. Однако отдельным пунктом, озвученным Шавкатом Мирзиеевым еще на встрече с членами Конституционной комиссии Олий Мажилиса , была экологическая проблема расположенного в Каракалпакстане высыхающего Аральского моря, часть из которого уже превратилась в новую пустыню под названием Аралкум. При этом развитие Каракалпакстана, вошедшего в 1993 году на основе договора в состав уже независимого Узбекистана стало, пожалуй, самым сложным социально-экономическим вопросом для «звезды Востока». В течении трех десятилетий туда вкладывались огромные средства, способствующие развитию бизнеса и созданию комфортной социальной обстановки, объем которых значительно вырос при избрании Шавката Мирзиеева Президентом Узбекистана. Чего стоит только одно начатое строительство крупнейшей в Центральной Азии ветряной электростанции в сотрудничестве с саудовской компанией «ACWA Power», Приаралье объявлено Зоной экологических инноваций и технологий с соответствующим финансированием, создана Свободная экономическая зона «Нукус-фарм», высажено почти две тысячи гектаров деревьев пустынных зонах бывшего Аральского моря. За период 2011-2020 гг. ВРП на душу населения в Каракалпакстане вырос в 6,9 раз. И этот список повышенного внимания республиканских властей к Каракалпакстану можно продолжать. Однако несколько неожиданно, после публикации проекта новой Конституции Узбекистана, жители Каракалпакстана не увидели аналога предыдущих положений, позволяющих им выйти из состава Узбекистана по итогам референдума. Судя по всему, возникшие на почве этого беспорядки стали сюрпризом не только для политиков , но и для большинства экспертов на постсоветском пространстве. Нельзя отрицать и наличие «закулисной» и криминальной составляющей в обострении ситуации. Свою долю в разжигание страстей внесли и оппозиционные сепаратистские политические движения типа «Алга, Каракалпакстан». По предложению Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, спешно прибывшего в бунтующий регион, спорные поправки уже убраны из проекта новой Конституции и введен комендантский час до начала августа. Парадоксальность ситуации заключается том, что именно Каракалпакстан, как никакой другой регион, заинтересован для своего дальнейшего развития в нахождении в составе Узбекистана. Это не снимает необходимость выстраивания диалога между руководством страны и населением крупнейшего по площади и самого проблемного субъекта страны. И помимо политической воли, которая требуется для решения сложнейших вопросов развития Каракалпакстана, необходимо и активное сотрудничество в антитеррористической сфере с соседним государствами. В этой связи может стать актуальным вопрос о расширении сотрудничества между ОДКБ и Узбекистаном, где борьба с терроризмом и экстремизмом является одним из ключевых направлений. У руководства Узбекистана есть шанс показать свое умение решать любые, даже самые сложные, политические и экономические вопросы в мирном и конструктивном ключе. Иначе вместо Аральского моря на карте окончательно появится пустыня Аралкум.
Комментарии