Пакистану в целом и провинции Белуджистан в частности не привыкать к требованиям широких слоев населения об основных правах, в которых им либо отказывали, либо у них отнимали. За последний месяц массовое протестное движение жителей Гвадара, пакистанского портового города, который является крупным узлом Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК), продемонстрировало, как мирные акции протеста могут достичь гораздо большего, чем применение насилия. В исследовании Европейского фонда исследований Южной Азии (EFSAS) говорится об успехе «Движения за права Гвадара». После акций протеста десятков тысяч не только мужчин, но и женщин с маленькими детьми, что выходит за рамки традиций консервативного общества белуджей, пакистанское государство согласилось пойти на уступки.
Со второй половины ноября Маулана Хидаят-ур-Рехман, который руководит «Движением за права Гвадара», организовал массовые митинги и забастовки в различных частях провинции Макран, чтобы добиться реализации требований около ста тысяч жителей Гвадара. Основное требование, по данным пакистанских СМИ – запрет на незаконный траловый промысел в Аравийском море со стороны Китая, который оставил без работы пакистанских рыбаков. Утверждается, что Пакистан давно выдал разрешения китайским траулерам на глубоководный промысел в Карачи и Гвадаре в ущерб своим рыболовам. Кроме того, в феврале 2021 года десятки китайских рыболовецких судов Фуцзяньской рыбной компании пришвартовались в порту Карачи после возвращения из Гвадара. Это вызвало волну негодования в местном рыболовецком сообществе и породило обоснованные опасения, что коммерческие рыболовные суда и донный траловый промысел приведут к истощению рыбных запасов у берегов Синда и Белуджистана.
Протестующие также требовали демонтажа КПП, установленных для обеспечения безопасности граждан Китая, участвующих в проектах КПЭК, и призвали обеспечить минимальные условия коренному населению – чистую питьевую воду, образование, здравоохранение и возможность трудоустройства. Местные жители говорят, что, несмотря на миллиарды долларов, которые были вложены в порт Гвадар и другие связанные проекты в рамках КПЭК за последние шесть лет, они этих обещанных им благ цивилизации не видят. Кроме того, жителей Гвадара смущает тот факт, что 40-летняя аренда по контракту на порт Гвадар, который Пакистан предоставил Пекину в 2013 году, позволила Китаю получать более 90% валовых доходов, полученных от порта, и 85% доходов от окружающих «свободных экономических зон».
Только после того, как законодательное собрание Пенджаба приняло резолюцию, предупреждающую, что «Гвадар сыграл важную роль в развитии страны, и игнорировать его жителей было бы неразумно со стороны правительства», премьер-министр Имран Хан в конце концов обратил внимание на ситуацию и направил двух федеральных министров, чтобы попытаться решить проблему. После нескольких раундов переговоров правительство Пакистана было вынуждено уступить требованиям протестующих и 16 декабря пообещало принять все меры, которых добивались жители региона: от улучшения качества их жизни до полного запрета на незаконный траловый промысел в Гвадаре.
Однако сомнительно, что правительство Пакистана сможет выполнить свои обещания, тем более, что одним из важных требований, выдвинутых протестующими, было то, чтобы 98% доходов от порта Гвадар оставалось за Гвадаром, и только 2% процента уходило в Китай. Китай вполне обоснованно обеспокоен эскалацией протестов в Гвадаре – как ненасильственных, так и вооруженных. Это отражается в реальности того, что проекты КПЭК замедлились в Гвадаре и других районах Белуджистана, да и во всем Пакистане. Благодаря своему прямому выходу к Индийскому океану и Аравийскому морю Гвадар имеет решающее значение для геоэкономических и геостратегических интересов Китая. Гвадар, по-видимому, является эпицентром антикитайских настроений в Пакистане. Считается, что продолжающиеся протесты и террористические акты против реализации КПЭК могут нанести ущерб будущим иностранным инвестициям в Пакистане. Эксперты придерживаются мнения, что китайцы также смотрят на Гвадар с глубоким интересом и осторожностью, и что если пакистанское правительство не сможет справиться с этим, то они пересмотрят этот интерес. Как будет развиваться ситуация в Гвадаре и какие последствия это будет иметь для КПЭК, станет известно в будущем, но что уже совершенно ясно, так это то, что мирный протест по-прежнему является мощным инструментом, и что в Гвадаре и других местах, где население угнетается, успеха и прогресса можно достичь только мирными акциями протеста.
Фото на превью:www.sundayguardianlive.com
Комментарии