За последнее десятилетие Пекин был предпочтительным кредитором для многих стран, предоставляя правительствам средства на строительство скоростных поездов, плотин гидроэлектростанций, аэропортов и супермагистралей. Поскольку инфляция выросла, а экономики мира ослабли, у Китая есть возможность сократить их, предоставить больше кредитов или даже простить часть своих долгов в наиболее благоприятные моменты, как отмечает The New York Times.
Учитывая сохраняющиеся последствия пандемии и растущие цены на продовольствие и энергоносители, экономические трудности в развивающихся странах ощутимы. Китай был в значительной степени одолжен многими. Общий государственный долг в Пакистане за последние десять лет увеличился более чем вдвое, причем самыми быстрыми темпами росли кредиты из Китая. Так, например, государственный долг увеличился в Кении в девять раз, в Суринаме в десять раз. Китайский государственный банк изъял деньги с одного из счетов Суринама, когда южноамериканская страна не смогла выплатить свои долги. Погашение китайских кредитов было спорным политическим вопросом, когда кенийцы и ангольцы проголосовали на президентских выборах в августе.
Трудности усугубляются характером китайских займов. Китай предоставляет кредиты развивающимся странам по гораздо более высокой ставке, чем это делают западные правительства или многосторонние организации. Выплаты по долгу увеличиваются в то время, когда эти страны меньше всего могут себе это позволить из-за резкого роста мировых процентных ставок. Кроме того, многие страны считают более дорогостоящим погашение кредитов Китая, потому что почти все они должны быть возвращены в долларах из-за их слабых валют. Общие условия соглашения о сокращении долга Замбии были согласованы в прошлом месяце Китаем и Францией, конкретика все еще прорабатывается.
Так называемая Общая рамочная программа, инициатива G 20, крупнейших развитых и развивающихся экономик, была использована для снижения долговой нагрузки многочисленных слаборазвитых стран. В августе Пекин простил около 0,3% своих кредитов африканским странам. Он сосредоточился на долгах, которым было 20 лет и которые находились в состоянии дефолта, деньгах, которые Китай вряд ли вернет. Китай также не согласен с тем фактом, что многосторонние кредиторы, включая традиционно управляемые Америкой Всемирный банк и Международный валютный фонд, не аннулировали кредиты развивающимся странам, хотя это может поставить под угрозу кредитные рейтинги этих стран.
Ван И, министр иностранных дел Китая, снова и снова подчеркивал, что его страна искренне пытается помочь заемщикам. Администрация Трампа ранее обвиняла Китай в том, что он занимается «дипломатией долговых ловушек», или предоставляет столько денег слаборазвитым странам, что они становятся финансово зависимыми от Пекина. В этом году Ван И сказал, что «Это не долговые ловушки, а скорее памятники сотрудничеству».
Китай и США придерживаются различных подходов к долговым вопросам. Для того чтобы некоторые страны, такие как Аргентина, Эквадор и Пакистан, продолжали выплачивать ссуды, Пекин исторически имел тенденцию одалживать этим странам все больше и больше денег. Хотя стратегия Китая позволяет этим странам импортировать продовольствие и топливо, она оставляет их с постоянно растущим долгом.
Соединенные Штаты же предпочитают требовать, чтобы банки и правительственные организации простили часть их долгов. Чтобы позволить заемщикам выплачивать проценты по непогашенному долгу, это было сделано во время латиноамериканского долгового кризиса в 1980-х годах. Из-за этих обстоятельств китайские банки также не решаются предоставлять больше кредитов странам, в том числе тем, которые охвачены инициативой «Один пояс – один путь», основой политики развития Китая. Согласно данным, собранным Министерством торговли Китая, количество таких контрактов сократилось на 5,8% за первые восемь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Более половины развивающихся стран мира должны Китаю больше, чем все западные правительства вместе взятые. Китайские чиновники в настоящее время имеют неприятную работу сборщиков долгов в слаборазвитых странах, как отмечает издание.
«У вас гораздо больше влияния, когда вы предоставляете кредит, чем тогда, когда вы просите о его возврате», – отметил в разговоре с изданием Брэд Сетсер, эксперт по международным платежам Совета по международным отношениям.
Комментарии