Постановление о запрете на въезд в Киргизию большегрузных китайских авто было внесено на рассмотрение депутатов парламента в четверг, 1 ноября. После недолгого обсуждение документ был одобрен и принят народными избранниками. Ранее введение запрета одобрили на уровне комитета по бюджету и финансам.
По данным авторов документа, внесенного на утверждение в парламент, в последнее время на имя депутатов все чаще стали приходить обращения рядовых граждан, который высказывали недовольство тем, что киргизстанские перевозчики остались невостребованными после того, как на дорогах Киргизии увеличилось число о большегрузных автомобилей из Китая. Последние, по их данным, кроме всего прочего портят республиканские дороги. После вступления в силу постановления, как рассчитывают в парламенте, вновь должен увеличиться спрос на дальнобойщиков из Иссык-Кульской и Нарынской областей, не сумевших выстоять в условиях конкуренции с китайскими перевозчиками.
Между тем, инициатива уже вызвала во властных кругах массу нареканий. Так, свое негативное отношение по парламентскому постановлению в интервью национальному агентству «Кабар» высказал глава Государственной таможенной службы Киргизии Кубанычбек Кулматов. Главный таможенник считает, что запрет на въезд в КР китайских грузовиков серьезно отразится на поступлениях в бюджет, на границах образуется скопление китайских автомобилей. Кроме того, действия Киргизии могут быть расценены как нарушение межгосударственного соглашения между КР и Китаем, гарантирующего беспрепятственный проезд машин из Киргизии по территории КНР и наоборот. По сути, киргизская сторона провоцирует правовую коллизию.
- Депутаты должны были учесть действие межгосударственного соглашения с Китаем, вразрез с которым идет введение полного запрета на въезд китайских грузовиков, - подчеркивает Кубанычбек Кулматов.
Отметим, что на сегодняшний день китайским грузовым автотранспортом в Киргизскую Республику доставляются продукты питания, товары народного потребления (одежда, ткани), техника, в том числе и бытовая, и другая продукция. Зависимы от китайских дальнобойщиков, в частности, предприниматели крупнейшего в Средней Азии рынка «Дордой», доставка товаров которым производится наземным путем благодаря китайским большегрузам, заменить которых киргизстанским «КАМАЗам» будет совсем непросто.
- Безусловно, введение запрета на въезд грузовых машин из КНР окажет серьезное влияние на экономическое положение, особенно Бишкека и Чуйской области, - комментирует ситуацию порталу News-Asia экономист, консультант по вопросам государственного управления Мирбек Алтыбаев. – Остальные регионы менее зависимы от китайских товаров, поскольку основная предпринимательская деятельность осуществляется в столице. Если парламент не откажется от собственного решения, эмбарго может привести к повышению цен на группу товаров, ввозимых из КНР. Это, в свою очередь, чревато негативом со стороны рядовых киргизстанцев. Им сложнее всего объяснить взаимосвязь государственных постановлений и последствий, наступающих в результате необдуманных решений, подготовленных без участия экспертного сообщества. В таких вопросах важно просчитывать риски, которых в данный момент на порядок больше, чем выгод. Кроме этого, отмечу, что киргизские грузоперевозчики вряд ли смогут сравниться со своими китайскими коллегами даже в техническом плане. Автопарк КНР сильнее отечественного. Китайские тягачи компактнее и маневреннее. Срок их эксплуатации в разы меньше тех машин, на которых работают дальнобойщики из Киргизии. Наконец, мы попросту в очередной раз докажем нашим партнерам и потенциальным инвесторам, что не способны выполнять условия межгосударственных соглашений, поскольку сами же нарушаем договоренности, которые лоббировали когда-то в переговорах с Пекином.
Комментарии