Власти Японии накануне объявили о введении ЧП до 6 мая 2020 года, чтобы спасти население от пандемии коронавируса COVID-19. В отличие от многих других стран мира, оно носит рекомендательный характер и суровых штрафов за его нарушение, как и тюремных сроков, не предусмотрено. Однако кабмин страны нашел способ стимулировать заботу о здоровье у японцев иным образом: по данным CNN, план экономической помощи населению включает 1 млрд долларов США на поддержание малого, среднего и большого бизнеса, несущего потери. Поддержку получат даже бары, кафе, рестораны и заведения «для взрослых», а также работники коммерческого секса, работающие легально. Вливание станет самым большим со времен завершения Второй мировой войны и ударит по японскому бюджету. Однако этого шага да и мировой пандемии с тысячами смертей – могло бы не быть, если бы ВОЗ не заступалась за Китай и его сокрытие данных о коронавирусе. Теперь же ее остается переименовать в «Китайскую Организацию Здравоохранения» – эту набирающую сторонников позицию поддерживает и вице-премьер и министр финансов Японии Таро Асо, по совместительству советник оргкомитета ОИ-2020 в Токио.
Он в конце минувшей недели на встрече с парламентариями жестко раскритиковал действия гендиректора ВОЗ. И обвинил его в неспособности защитить мировое общественное здоровье и преследовании интересов Китая в ущерб миру. Асо заявил, что петиция на популярном ресурсе Change.org с требованием сместить Тедроса Адханома Гебрейесуса. И сменить название столь явно лоббирующей интересы одной страны организации с «Всемирной» на «Китайскую» верна. И поддержал ее.
«Предыдущий директор ВОЗ (Маргарет Чэн, прим. авт.) была гражданкой Китая, и тогда тоже были повсеместные жалобы (на ее работу во время вспышек свиного гриппа и лихорадки Эбола, на которую ВОЗ так же реагировала очень пассивно, прим. авт.). Но теперь петиция получила уже около полумиллиона подписей. Люди считают, что Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization, прим.авт.) должна изменить свое название. Она не должна называться ВОЗ, ее следует переименовать в Китайскую организацию здравоохранения (Chinese Health Organization, прим.авт). Эта идея действительно нашла отклик у народа», – цитирует Асо Asian News International.
По его мнению, истинным лидером по борьбе с коронавирусом в мире следует считать не Китай, который отправляет в другие страны мира гуманитарную помощь, продает товары медицинского назначения со своих фабрик десяткам нуждающихся в них стран и отправляет по миру своих консультантов. А Тайвань, который вообще не является членом ВОЗ и справился с этой проблемой без ВОЗ и без китайской помощи. Это же смог бы сделать и весь мир.
«…Если бы ВОЗ не настаивала на том, что в Китае нет эпидемии пневмонии, все бы приняли меры предосторожности. ВОЗ, которая является глобальной организацией, даже не включает Тайвань, и получается, именно потому, что Тайвань не является членом ВОЗ, он становится мировым лидером в борьбе с эпидемией», – отметил Асо.
Действительно, ВОЗ почему-то не начала бить тревогу, когда высококонтагиозный вирус покинул страну в конце января , а провинция Хубэй, «малая родина» коронавируса, начала вводить ограничения, как и город Ухань, где его впервые выявили. Решение об изменении классификации уровня угрозы вируса до очень высокого в Китае и на регионального и высокого на мировом уровне было принято только через шесть дней после того, как коронавирус зафиксировали в других крупных странах, кроме КНР. На тот момент число стран, где его нашли вне материкового Китая, перевалило за 20, а число смертей от вируса в Китае по официальным данным – за 100. Пандемией его признали только еще через два месяца: в марте 2020 года, когда вирус нашли в более 100 странах мира, число зараженных достигло более 100 тысяч, а официально умерших почти 4 тысяч человек. Тем временем Тайвань, который благодаря КНР не является членом ни ООН, ни ВОЗ, с декабря начал готовиться к приходу коронавируса. В конце декабря Тайвань подал ВОЗ информацию о том, что в Китае вирус передается от человека к человеку, однако информацию отвергли, так как Тайвань не член организации. Островное государство тогда приняло само упреждающие меры, не ориентируясь на оценки ситуации ВОЗ. В частности, запретило вывоз товаров медицинского назначения, важных для противостояния коронавирусу и индивидуальной защиты, запретило въезд из Китая, Гонконга, Макао. А IТ-специалисты разработали приложение для всех путешественников, что въезжали в страну или граждан, что прибывали домой после путешествий: нужно было заполнить специальную анкету и уже по ее итогам власти получали нужную информацию о потенциально зараженных. На 8 апреля по данным карты Университета Джона Хопкинса, там всего 379 инфицированных, 5 погибших и 61 выздоровевший от коронавируса. При этом в стране в 2019 году насчитывалось 23, 6 млн человек населения. В то же время основной китайский политический и экономический противник США с населением 332, 8 млн человек по данным на 2019 год, сейчас принимает на себя максимальный удар. Там инфицированы 399, 9 тысяч человек, умерли 12 893 человека. 1736 ушли из жизни за последние сутки. Выздоровевших пока немного: чуть более 22 тысяч человек. В этой стране – как и в странах Европы, где уже прокатилась волна пандемии – безоглядно опирались на рекомендации ВОЗ. Хотя политики, аналитики и журналисты Соединенных Штатов до последнего пытались показать, что Китай мог искусственно занизить цифры смертности от заболевания, чтобы понемногу благодаря ему продвинуть свои политические интересы по всему миру.
О китайском следе в оценке происходящего ВОЗ ( несмотря на активное опровержение вссех обвинений о сокрытии данных и о предвзятости ВОЗ Пекином) говорят и пишут уже и в Великобритании. Британская Daily Mail так же проанализировала ситуацию. Ян Биррелл в своем материале «Ядовитый лакей Китая: когда-то апологет Мугабе, глава ВОЗ обвиняется в том, что подвергает риску жизни людей, бессмысленно повторяя ложь Китая и не раскрывая его сокрытия» вывел любопытную закономерность, покопавшись в биографии главы ВОЗ, считающего, что Китай «установил новый мировой стандарт в борьбе со вспышкой эпидемии» и «выиграл время для остального мира». По происхождению Тедрос Адханом Гебрейесус из Эфиопии. Пекин и Аддис-Абеба давние союзники по ряду направлений: от гуманитарных направлений сотрудничества до аэрокосмической отрасли. Гебрейесус занимал высокие посты под руководством Мелеса Зенави, который управлял жестокой диктатурой с тесными связями с Пекином. Пекин восхищался авторитарной моделью развития режима. Гебрейесус возглавил ВОЗ после Маргарет Чэн, несмотря на скандал на родине во время его бытности на посту министра здравоохранения Эфиопии в период с 2005 по 2012 годы. ООН в это время признала, что Эфиопия совершила рывок к Целям устойчивого развития: медуслуги стали доступнее населению, случаи ВИЧ, туберкулеза и малярии сократились на 60-90%...Но за это время Гебрейесус был замешан в коррупционных скандалах. Кроме того, его обвиняют в сокрытии трех вспышек холеры на родине во время управления эфиопским Минздравом. Несмотря на это, он возглавил ВОЗ. В числе голосовавших за его кандидатуру были представители развивающихся стран, достаточно зависимых от Китая. Как отмечает Биррелл, занять высокую позицию ему помогал, в частности, и покойный Роберт Мугабе, глава Африканского Союза и близкий союзник Китая. Вскоре после назначения Гебрейесус назначил Роберта Мугабе «послом доброй воли», но вынужден был отступиться от этой идеи после яростных протестов правозащитных групп, указывающих на то, что деспотичный политик принес разруху в здравоохранении в свою страну Зимбабве во время президентства. Теперь же к этому прибавляется позиция, ставящая мир на грань катастрофы, с которой ВОЗ под его управлением не сворачивает. И Гебрейесус стоит на своем, чем вызывает отторжение не только у США и Японии, чьему населению и экономике нанесен ущерб, но и у остального мира: пандемия, допущенная ВОЗ, коснулась почти каждого жителя Земли. Однако сказать об этом открыто и выступить против ВОЗ и Китая может себе позволить не каждая страна: Китай так плотно проник в недра функционирования государственных машин даже к своим прямым политическим оппонентам, что лишнее выступление может быть буквально смертельным для сотен тысяч граждан этих стран. Япония в этом отношении оказалась независимой. Громкое высказывание Асо перед десятками телекамер имеет свое объяснение, по мнению Биррелла.
«...Причиной гнева Асо стал инцидент, произошедший девять дней назад (в конце марта, прим.авт), который выявил степень преклонения ВОЗ перед Китаем и ее неверную координацию оперативного глобального реагирования на эту серьезную угрозу общественному здоровью. В нем участвовал Брюс Эйлворд, канадский врач и помощник генерального директора ВОЗ, который возглавил прибытие миссии ВОЗ в китайский Ухань, где произошла вспышка вируса, и который был ведущим в выступлениях перед СМИ. Он превозносит «жесткую реакцию» Китая на вирус, которая включает запирание людей в домах путем заваривания их дверей сваркой. Он говорит, что «правительство хорошо поддерживает граждан» и что если бы у него был COVID-19, то он бы хотел лечиться в Китае. Тем не менее именно эта страна не смогла запретить рынки продажи диких животных, которые широко обвиняли в распространении нового вируса, несмотря на то, что в 2002 году она наблюдала в свое время аналогичное появление SARS (атипичной пневмонии, прим.авт.), а затем не смогла справиться с этим заболеванием, упустив несколько решающих недель. В то время ( время, когда коронавирус уже был в провинции Хубэй и в Ухане, прим.авт.) сотни миллионов людей перемещались по стране для празднования китайского Нового года, и в Ухане был проведен публичный праздник для 40 тысяч жителей. Эйлворд осуждает тех, кто считает Китай «жестоким» режимом. Однако это коммунистическая диктатура, которая запрещает семьям иметь более одного ребенка, контролирует 1,4 млрд граждан с помощью сложной системы наблюдения, убивает религиозных практиков, чтобы пересадить им органы, и запирает мусульманские меньшинства в адских лагерях для военнопленных», – констатирует автор, отмечая, что почему-то ВОЗ в упор не замечает успехов в обуздании коронавируса Тайванем. Гебрейесус о них не упоминает вообще, а Эйлворд в разговоре с одним из журналистов бросил трубку, когда тот задал прямой вопрос о том, почему ВОЗ игнорирует успехи островного китайского соседа по региону…
Таким образом, список стран, сомневающихся в искренности намерений и Китая как «великого победителя» эпидемии COVID-19 на своей территории, а теперь и как «спасителя мира», и ВОЗ, растет. Однако пока стратегии для самостоятельной победы над вирусом у них нет. Излишнее доверие к международной организации, похоже, ставшей политическим инструментом, привело к боевой неготовности в нужный момент.
Комментарии