воскресенье, 24 ноября 2024
Кыргызская Республика официально о вступлении в Болонский процесс не заявляла

Народный репортер

Напишите нам

/ НаукаRSS

Кыргызская Республика официально о вступлении в Болонский процесс не заявляла

Кыргызская Республика официально о вступлении в Болонский процесс не заявляла

21 июня 2022 08:34    Просмотров: 5803

В Бишкеке прошла экспертная дискуссия на тему: «От Болонской системы образования к евразийской: вопросы и перспективы развития».

Участие в мероприятии, организованном фондом «Евразийцы – новая волна», приняли депутаты Жогорку Кенеша КР, представители Министерства образования и науки КР и посольства России в Кыргызстане, ректоры отечественных вузов, эксперты по вопросам образования, политологи и журналисты.

В ходе дискуссии, нацеленной на обсуждение вопросов сотрудничества стран ЕАЭС в сфере образования – в свете отказа России от Болонской системы, были рассмотрены три ключевых вопроса:
- Есть ли будущее у Болонской системы в странах ЕАЭС?
 - Последуют ли изменения в образовательных программах вузов КР, имеющих партнерские программы сотрудничества с российскими высшими учебными заведениями?
- Должен ли проект Евразийского сетевого университета стать заменой Болонской системы образования?

Адахан Мадумаров, депутат Жогорку Кенеша КР: «Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году. Вслед за РФ к этому процессу частично присоединился и Кыргызстан. Было много противников этой системы в нашей стране. Но свое время на образовательные реформы выделялись большие деньги, их нужно было осваивать, и мы стали частью Болонского процесса.
Мы понимали, к чему это может привести. Фрагментарное образование разрушило цельность образовательной политики в нашем государстве. Например, когда мы изучали древнюю историю, то только через два года нам могли поставить оценку, что курс прослушан. По Болонской системе достаточно прослушать всего несколько курсов истории древнего государства.
В советское время продолжали обучение в высших учебных заведениях 10-12% выпускников средних школ. В нынешних реалиях эта цифра составляет 85%. Но это – самообман. Это коммерция. В результате мы получаем специалистов, которые не знают элементарных вещей. Я абсолютно уверен, что мы должны вернуться к советской системе образования».

Исхак Масалиев, депутат Жогорку Кенеша КР: «Попытки десоветизации привели к тому, что мы начали выкидывать даже положительный опыт, накопленный за 73 года. Можно было убрать идеологическую составляющую, но саму систему образования не стоило трогать. До сих пор врачи, получившие знания в советское время, пользуются спросом во всем мире.
Слепое копирование чужого опыта приводит к ошибкам, которые мы не можем очень долго исправить. Далеко за примерами ходить не нужно: очень много вузов, которые печатают дипломы, но при беседе с их выпускниками, выясняется, что их уровень образования очень низкий.
В нашей стране сегодня десятки тысяч юристов, но 90% из них не смогут работать по специальности. Сейчас в сфере обслуживания заняты тысячи граждан с высшим образованием. Не нужно стесняться получать среднее специальное образование. Опыт самых передовых стран показывает, что выпускники спузов могут получать не меньше, чем юристы.
Наука у нас вообще в забытье. Если раньше от Академии наук требовались фундаментальные изыскания, которые приведут к подвижкам в той или иной сфере, сегодня – чтобы зваться академиком в нашей стране – достаточно написать несколько десятков книг общего плана».

Гуля Кожокулова, депутат Жогорку Кенеша КР: «Кыргызская Республика официально о вступлении в Болонский процесс не заявляла. Известно, что к указанной системе присоединились 11 вузов, что было связано с продвижением их собственных программ.
Да, хартию мы не подписали, но, если о Болонском процессе говорит министр образования – значит, эта система фактически заполнила наше образовательное пространство. Теперь мы должны думать о том, что будет после. Дипломы молодежь получает, а куда она с ними идет?
Я окончила юридический факультет Кыргызского государственного университета в 1987 году. Выпустилось тогда всего 64 юриста на всю республику. Но нас очень хорошо обучали, каждый получил по завершении вуза рабочее место. Такие гарантии предоставляло государство. На сегодняшний день оно обеспечивает какого-либо работой? К сожалению, нет».

Сусар Алымбекова, представитель Министерства образования и науки КР: «Порядка 10 лет назад мы приняли элементы Болонской системы. Официально к процессу мы не примыкали. На данный момент в Кыргызстане насчитывается 78 вузов – 33 государственных и 45 частных. В год выпускается около 40 тысяч выпускников.
Соглашения о взаимном признании дипломов у нас есть со странами СНГ, а также с КНР. Со странами-участницами ЕАЭС соглашение подписано, но еще не ратифицировано».

Канат Садыков, ректор Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына: «В конце мая на одной из площадок Евразийского экономического форума была озвучена мысль, что раз есть экономическое сотрудничество, пора задуматься о подготовке кадров, создав Евразийский сетевой университет. Формат пока находится в процессе обсуждения. Подобная инициатива была высказана и в рамках Второго форума ректоров РФ и КР, прошедшего в начале июня в Екатеринбурге. Приводились в качестве примеров консорциумы. Звучала мысль, что вместо того, чтобы создавать филиалы, к примеру, экономических вузов России в Бишкеке, лучше объединиться и готовить специалистов по общим стандартам. Одним из главных документов, подписанных по итогам этого форума, стал Меморандум о создании Ассоциации университетов Кыргызстана и России.
Нам не нужно закрываться от процессов вокруг нас, необходимо их анализировать. Выход РФ из Болонской системы не будет иметь для нас отрицательное или губительное последствие. У нас много наработок на евразийском пространстве. Если мы будем их расширять, мы от интеграции сможем только выиграть».

Ишенгуль Болджурова, доктор педагогических наук, профессор, экс-министр образования и науки КР: «Мы до сих пор не ответили себе на вопрос – является ли образование услугой или нашим достоянием, национальной безопасностью. Большинство участников обсуждения закона (об образовании – прим. Ред.) считает, что образование – это услуга. В таком контексте закономерно появление частных вузов.
Болонский процесс – это не только про реформы, но и про стыковку существующих систем образования в европейских странах для формирования общего экономического и политического пространства. В начале нулевых мы долго думали и, наверное, были правы, что решили не принимать эту систему. Цель этого процесса не касалась Кыргызстана: она состояла в том, чтобы молодежь союза могла создать европейское мультикультурное пространство.
Во многих наших вузах остался специалитет, и это неплохо. Но и отрицать Болонский процесс не стоит. По нашим подсчетам, три тысячи наших детей обучаются в европейских вузах, есть отдельные достижения в науке. Республика должна пройти этап поиска подходящей системы, при этом перспективы развития евразийского образовательного пространства реальны».

Роберт Федоров, второй секретарь посольства РФ в КР: «Россия и Кыргызстан признавали дипломы и до Болонского процесса, и во время него. Уверен, эта практика сохранится и в будущем. Россия является участником более 75 соглашений о взаимном признании дипломов как с азиатскими, так и европейскими странами. К слову, никто из последних не заявил о выходе из этих соглашений: Европе нужны квалифицированные специалисты, тем не менее все возможно.
Ситуацию по части взаимного признания образования Кыргызстана и России не нужно драматизировать. Я призываю всех придерживаться официальной позиции: никаких «революций» и «свержений» в сфере не планируется. Вместо этого произойдет плавное сочетание образовательных систем».

Мамед Тагаев, доктор филологических наук, профессор, директор Института русского языка при КРСУ им. Б. Ельцина: «В современном мире доминирует английский язык, но кто сказал, что на русском образование хуже? В нашей стране каждый третий школьник учится в русскоязычной школе: мы не можем не учитывать этот фактор, когда обсуждаем, в каком направлении будет развиваться наше образование.
Сейчас к нам на магистратуру «Русский язык как иностранный» могут прийти студенты экономического факультета. Считайте, они не полностью завершат обучение как в качестве экономистов, так и в качестве филологов. Это профанация образования. Если мы вернемся к специалитету, то народ поймет нас правильно, ведь это привычная и работающая система».

Тамара Джолдошева, проректор по международному сотрудничеству и связям Кыргызского экономического университета им. М. Рыскулбекова: «Независимо от того, какая система нами будет выбрана, наши вузы привыкли работать по двусторонним договорам. Например, у КЭУ 52 соглашения с вузами ЕАЭС, СНГ, дальнего зарубежья. Мы отправляем студентов, у нас высокая академическая мобильность. Болонская система показала, что так можно делать. Не все так плохо, мы просто недоиспользовали ее возможности. Все беды у нас из-за «недо» – у нас многое недополучается, мы недоиспользуем советскую систему, хотя ее можно сохранить. Двенадцатилетнее образование – о чем все чаще у нас говорят – тоже элемент европейской системы.
Изменятся ли образовательные стандарты? Раз мы интегрированы в мировое пространство, нам нужно дать выбор нашей молодежи. Захотят – пусть обучаются за рубежом, захотят – в рамках ЕАЭС».

Шерадил Бактыгулов, политолог: «Одной из целей Болонской системы является создание единого европейского пространства высшего образования. Мы находимся в Центральной Азии, так что это мало к нам относится. Другая цель – расширение доступа к высшему образованию. Но у нас и так широкий доступ, поэтому большинство ребят после школы идут учиться в вузы. Следующий пункт – дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского образования. Почему Кыргызстан должна заботить привлекательность европейского образования?
Архитектура евразийской системы образования пока неизвестна. Но важно понимать, что для нас это не сколько кризис, а сколько возможность привнести нечто новое в систему. Россия ежегодно выделяет квоты на обучение в российских вузах: если раньше выделялось 350 мест, то сегодня – 500. Есть еще одна хорошая вещь, про которую мы позабыли: граждане КР могут поступать в вузы, за исключением некоторых, на тех же условиях, что и граждане РФ. Известно, что Россия построит в ближайшее время в Кыргызстане 9 школ в рамках двусторонних соглашений».

Павел Дятленко, кандидат исторических наук, доцент Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б. Н. Ельцина: «Будем говорить прямо: Евросоюз от нас далеко. Большая часть нашей молодежи учится в постсоветских странах. Сравните, сколько студентов учатся в Западной Европе и России. Так что надо смотреть и ориентироваться на те экономики, с которыми мы тесно связаны. Одним из закономерных следствий евразийской интеграции может стать постепенное формирование евразийской системы образования.
Кроме того, если страна планирует менять систему, то ей нужно учесть интересы не только местных студентов, но и иностранных граждан, которые обучаются здесь».

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

21 августа 2024 10:08

Традиции и культура объединяют народы Большого Алтая: итоги этнографической экспедиции

20 августа завершилась Международная этнографическая экспедиция «Большой Алтай: тюркское наследие 2024». Участники собрались в НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», чтобы поделиться впечатлениями и подвести предварительные итоги проекта.

10 августа 2024 08:42

Российские и кыргызские археологи проведут обследования в Чуйской долине

С 18 по 21 августа 2024 года в Чуйской долине Кыргызстана пройдет международная археологическая экспедиция, организованная НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ.

О стране