На данный момент Европейский союз готовит очередную стратегию своего взаимодействия со странами центральноазиатского региона. Но теперь уже в список недругов ЕС попадет не только Россия, но и Китай.
- В апреле Европарламент принял очередную резолюцию по ЦА, в которой предусмотрена разработка новой стратегии. На мой взгляд, сейчас они взяли риторику «холодной войны». Европарламентарии настроены очень жестко, они открыто говорят о том, что ЕС будет сотрудничать со странами ЦА только если они максимально сократят свои контакты с Россией и Китаем. Если будет разработана третья стратегия, то с большой долей вероятности она будет содержать элементы санкционной политики, т.е. европейцы будут вынуждать нас соблюдать антироссийские санкции под присмотром их контролеров, которых они к нам направят. Мы в этой ситуации должны будем обозначить свои позиции, и дать им понять, что мы не намерены сотрудничать в условиях ультиматумов и давления, - подчеркнул эксперт Чеботарев.
При этом намерение ЕС запустить новую стратегию по ЦА кажется не совсем логичным, учитывая, что и реализация второй европейцам дается совсем не просто. Особенно с точки зрения осуществления экономических замыслов.
- Мы интересны европейцам с точки зрения афганского соседства. После того как Афганистан по понятным причинам вышел из диалога по безопасности, который Европейский союз проводил в формате 6+1, они стали нас приглашать не только в составе 5+1, но и на уровне консультаций с представителем ЕС по Афганистану – они идут уже второй год. А вот экономическое сотрудничество явно буксует. Одно из направлений, которые стали уже «притчей в языцех», это поставки энергоресурсов из Центральной Азии в Европу. Первый проект, который ЕС предложил, не пошел, потому что они не нашли инвестора. Сейчас они уговаривают Туркменистан построить транс каспийский газопровод, чтобы туркменский газ, а если подключится Узбекистан, то и узбекский, шел в Европу по дну моря. Но при этом деньги никто не хочет давать, - отметил спикер.
По его словам, единственное направление, где европейцы преуспели, это различные образовательные программы. Однако и у этого направления не вполне определенное будущее.
Говоря о плюсах европейской стратегии в странах ЦА, он отметил, что она дает лидерам стран региона лишний повод для встреч друг с другом.
- После того как в 2005 году прекратила существование ОЦАС, нас стали собирать на таких площадках, как «ЦА +» Евросоюз, Япония, США, Россия, Китай и т.д. И мы на этих встречах стали выговаривать что-то и друг другу, потому что без таких форматов мы вообще перестали встречаться. Несмотря на это я бы отчасти оспорил тезис о том, что наш регион не имеет субъектности. Например, Россия и Китай нас не считают объектом, мы для них являемся стратегическими партнерами. Опять же арабские страны признают ее. Т.е. в определенных моментах она проявляется, - сказал А. Чеботарев.
При этом он поделился своими наблюдениями относительно того, как в нынешней ситуации изменился геополитический вес и положение Европейского союза на международной арене.
- Европейский союз претендовал на статус субъекта международной политики, на статус самостоятельного игрока, и шел к этой цели достаточно уверенно. Но в какой-то момент они резко стали дрейфовать в другую сторону, все больше превращаясь в геополитический инструмент США. Сейчас мы видим, что в ЕС повысилась антикитайская риторика. То они призывают отправить европейский флот к Тайваню, хотя где Евросоюз, и где Тайвань, и зачем им это надо? То они говорят о необходимости защищать себя от китайской экономической экспансии, хотя раньше на всех площадках заявляли, что готовы сотрудничать и торговать с КНР. Почему Китай попал под этот замес, если еще недавно европейцы говорили, что сократив контакты с Россией, они будут взаимодействовать с ним через ЦА?
Казахстан вместе с Грузией и Азербайджаном развивает транс каспийский транспортный маршрут. Проект предусматривал, что мульти модальные контейнерные поезда будут двигаться из КНР через все эти страны и Турцию в Европу. Раньше европейцы этот проект поддерживали, сейчас он – под вопросом. Если Евросоюз, как говорится, «дразнит» Китай, Пекин тоже может встать в позу, - добавил эксперт.
Напомним, перспективы развития стран Центральной Азии с учетом существующих глобальных вызовов и их отражения в региональной внешнеполитической повестке обсудили участники международной конференции: «Образ будущего стран ЦА в меняющемся мире 2024: глобальные угрозы и вызовы. Союзники и противники в решении экономических и гуманитарных проблем». Организаторами мероприятия выступили Центр экспертных инициатив «Ой Ордо».
Комментарии