среда, 27 ноября 2024
Политолог Александр Князев: «Таджикистан и Киргизия без Узбекистана - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны ТС»

Народный репортер

Напишите нам

/ Актуальная темаRSS

Политолог Александр Князев: «Таджикистан и Киргизия без Узбекистана - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны ТС»

Политолог Александр Князев: «Таджикистан и Киргизия без Узбекистана - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны ТС»

12 октября 2012 16:44    Просмотров: 12000

Иван Донис, © News-Asia

Информационный портал News-Asia ранее писал о том, что в декабре 2012 года страны-участники ОДКБ планируют принять решение о дальнейшем членстве Узбекистана в Организации. Выход официального Ташкента из объединения может грозить внутрирегиональными конфликтами для соседствующих государств, таких как Киргизия и Таджикистан. Пока же эксперты могут лишь только прогнозировать последствия такого шага со стороны президента Ислама Каримова. Одну из версий того, что ожидает регион в ближайшей перспективе, порталу News-Asia озвучил старший сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук и действительный член Русского географического общества Александр Князев.

- Александр Алексеевич, в декабре планируется принять окончательное решение по выходу Узбекистана из ОДКБ. Как вы думаете, как поступит Кремль? Отпустит ли из организации? И как на это отреагируют государства-участники сообщества, учитывая, что совсем скоро, в 2014 году, Ташкенту могут перебросить американское вооружение?

- Окончательное решение не означает, что оно будет заключаться обязательно в исключении Узбекистана из организации. Думаю, что в руководстве ОДКБ прекрасно понимают и отдают себе отчет в том, что без участия Узбекистана любая система региональной безопасности будет неполноценной, несовершенной. И еще менее желательным является формирование каких-то блоков, противостоящих друг другу. Это как раз то, чего добиваются в регионе США и Великобритания: регион и без того слабо консолидированный, разрозненный, и любой сценарий позитивного развития подразумевает объединение, а не поляризацию. Думаю, что и в Ташкенте понимают, что ориентация на США может быть только тактической, сиюминутной, на этой основе собственную национальную безопасность не обеспечишь. Американцы приходят и уходят, а Казахстан и Россия будут всегда. Туркмения - совсем не союзник.

Есть ряд позиций, и не только в военно-политической сфере, которые раздражают руководство Узбекистана и противоречат национальным интересам этой страны. Например, проекты Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской – в Киргизии. И Бишкек, и Душанбе пытаются вовлечь в эти проекты Россию и, в меньшей степени, Казахстан. Во время последних визитов президента России Владимира Путина в киргизскую и таджикскую столицы решений на этот счет принято не было, и это очень славно, это чрезвычайно позитивно. Это оставляет шанс на то, что тенденция к конфронтации между Узбекистаном и Россией, в первую очередь, не будет развиваться. В Душанбе и Бишкеке должны отбросить амбиции и понять элементарную географическую истину из курса средней школы: Узбекистан - это прямой сосед. Узбекистан - это более половины населения региона. Узбекистан – это страна, политическая система и экономический потенциал которой позволяет проводить достаточно самостоятельную политику. Ресурс многовекторности исчерпывается для малых и слабых. Узбекистан пока может себе позволить проводить такого рода политику в своих интересах.

Проблема не Узбекистана, что ОДКБ - не самая привлекательная из региональных организаций. А если еще ее участники вступают в прямую конфронтацию с национальными интересами Узбекистана? До декабря еще есть время. И самый позитивный и для ОДКБ, и для региона в целом сценарий мог бы начаться в том случае, если бы главные региональные игроки - Россия, Казахстан и Узбекистан - начали бы обсуждать наиболее болезненные региональные вопросы, желательно на самом высоком уровне, и находить решения, приемлемые для трех стран. А затем найти способы убеждения для остальных. Я думаю, такой сценарий реален, и только он обеспечит позитивное развитие событий во всем регионе и сохранение влияния в регионе России. В ином случае ОДКБ могла бы задуматься о желательности участия Киргизии и Таджикистана. Элементарный взгляд на карту говорит: без Узбекистана, Таджикистан и Киргизия - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны Таможенного союза. И простейшая логика должна подсказать элементарнейшее решение - этот коридор прикрыть и заняться обустройством настоящей границы ТС по южным границам Казахстана. Но тогда уже и расстаться с мечтами о присутствии в регионе в последующем.

Я рекомендую 3 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

06 августа 2024 17:45

Центральная Азия – внутренний тыл Китая, по которому могут нанести удар – эксперт

Независимый эксперт Марс Сариев — о рисках для региона и Кыргызстана, связанных со строительством и запуском железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан

26 июля 2024 09:03

Антисанкционный фронт, безвизовый режим, единый банк – эксперт о том, какая «перезагрузка» нужна ШОС

По словам экономиста Кубата Рахимова, в действующем виде объединение мало учитывает интересы Кыргызстана и иных стран, стоявших у истоков зарождения ШОС

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Андрей Русаков 

ДВЕ СТОЛИЦЫ ШОС

Отмечена роль проведения Саммитов Глав государств ШОС в превращении Екатеринбурга и Самарканда в крупнейшие мегаполисы континента.

 Андрей Русаков 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ «UPGRADE»

В Узбекистане объявлено о проведении референдума по поправкам в Конституцию, о которых говорил действующий президент Шавкат Мирзиеев в своем выступлении еще в ноябре прошлого года в рамках своего вступления на должность.

О стране