суббота, 30 ноября 2024
В Кыргызстан привезли  древний  китайский театр теней

Народный репортер

Напишите нам

/ КультураRSS

В Киргизию привезли древний китайский театр теней

В Киргизию привезли древний китайский театр теней

17 апреля 2014 16:53    Просмотров: 7887

Елена Короткова, © News-Asia

Практически половина вещей, которыми мы сейчас пользуемся - родом из Китая. От носков и домашней утвари до бумаги, вилок, вентиляторов и автоматических дверей. Но мало кто знает, что из Поднебесной пришла и забава, известная каждому с детства. Театр теней. Оказывается, он радует человечество уже две с лишним тысячи лет.

Искусство теней появилось в эпоху династии Тан, его становление происходило на протяжении правления Пяти династий (907-960). По легенде, записанной в исторической китайской хронике, император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был очень подавлен смертью своей любимой наложницы Лэди Ли. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Государство нужно было спасать, и министр нашёл выход. Увидев, как дети играют с куклами, а те отбрасывают на пол тени, он создал куклу, похожую по очертаниям на покойницу. Она отбрасывала тень на занавеску в опочивальне правителя, и императору по вечерам уже не было так грустно и одиноко.

Предок телевизора

Сначала развлечение было элитарным, доступным только знати. Первые бумажные куклы и пьесы с их участием отражали деяния небожителей, императоров, полководцев. Затем этот вид драматического искусства просочился в народ, и уже при династии Мин (1368 -1644) в городах на крупных праздниках народу показывали от 40 до 50 пьес театра теней. Особенно популярными были фарсовые сценки о жизни политических деятелей и чиновников.
Чтобы фигурки долго оставались в строю, мастера начали изготавливать их из кожи, но с применением техник народной бумажной вырезки. Фигурки получались словно живые. Средняя высота куклы составляла 30 сантиметров, но некоторые достигали и 70-ти. Сценой им служил экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актёры пели и управляли фигурками-персонажами с помощью бамбуковых палочек. На экран были направлены лучи света, и зрители видели не сами фигурки, а тени от них. Замысловатый сюжет плюс традиционная музыка и пение кукловодов пришлись по душе и завоевателям Китая: вместе с войсками Чингисхана и Батыя театр теней достиг Персии, Аравии, Турции и Юго-Восточной Азии. Однако принято считать, что появились первые труппы теневого театра во Франции. Это историческое заблуждение связано с миссионерами, которые в 18 веке вторично привезли искусство в Европу и поставили первые спектакли. Так «Ombres Сhinoises» («китайские тени», прим.авт.) поменялись на «Ombres Francaises» («французские тени») и укоренились не только во Франции, но и по всему миру.

Боги, люди и история

А недавно китайский театр теней впервые прибыл в Кыргызстан. В Государственном историческом музее открылась экспозиция Сианьского музея древне-западного рынка Танской династии. Гостям музея представлены 27 стендовых групп, где размещены 69 экземпляров кукол «Театра теней».
- Сиань считается местом, где начинается Шёлковый путь, и раз  Кыргызстан тоже располагается на этом пути, мы заключили договор о культурном сотрудничестве, - поделилась с «АиФ» госпожа ВАН Бинь, директор музея, сопроводившая ценный груз. - Сначала мы решили привезти выставку народного искусства, нравов и обычаев провинции Шэньси «Театр теней». Экспозиция отправилась за рубеж впервые: экспонаты очень хрупкие, насчитывают много веков. Процесс появления на свет каждой куклы довольно трудоёмкий. Изготавливаются они из коровьей, ослиной и бараньей кожи. Чаще всего - ослиной. Кожу животного очищают и обрабатывают особыми веществами, чтобы она стала очень тонкой, полупрозрачной. Затем покрывают маслом дун и сушат. Потом приступают к изготовлению куклы. Туловище, голову, руки и ноги вырезают отдельно, соединяя их друг с другом так, чтобы кукольник мог имитировать человеческие движения. Наконец, аккуратно раскрашивают. Некоторые сотрудники нашего музея владеют этим традиционным искусством, но сейчас оно постепенно стало утрачиваться. Телевизор и другие развлечения заменяют его. Тем не менее, куклы запечатлели в себе жизнь животных, людей, эпизоды истории, народные сказания и сохраняют историю Китая для потомков.

Ознакомиться с ней можно не только статично: в выставочном зале установлен проектор, на котором идут классические постановки театра. Фигуры и куклы - символичны. Но подписи гостям, не знающим  китайскую культуру, ничего не скажут. К тому же кое-где в их переводе прослеживаются орфографические ошибки, сбивающие с толку посетителя. Однако организаторы это предусмотрели: на выставке работают экскурсоводы, которые с помощью переводчика объясняют все тонкости изображений. Обучаются толкованию сцен театра и местные гиды. Так и перемещается народ от стенда к стенду.

Вот «Многочисленное потомство». Неизвестный мастер передаёт главную общечеловеческую мысль: всё в руках детей. Они, научившись от мастеров ушедших лет музыке, спорту, азам культуры, смогут продолжить не только род людской, но и род ханьцев, как себя именует китайский народ. Дальше следует историческая хроника - на соседних стендах разворачиваются события нескольких веков. Вот династия Хань свергает своего императора, а новый правитель, богатырь Лэй Чженьцзы борется с соперниками. И только внуку потерявшего трон правителя удаётся с помощью мудрого советника объединить разрозненные царства в империю. Вернув трон предков, на досуге он предаётся игре в конное поло, которое китайцы позаимствовали у кочевников - соседей. Все элементы одежды императора, сановников и даже конской сбруи вырезаны и раскрашены с ювелирным мастерством: можно разглядеть каждый узор. Рядом - драматическая сцена суда из популярной пекинской оперы «Куртизанка Юй Танчунь». Девушку обвиняют в убийстве своего хозяина, ей грозит казнь. Ведёт суд её любимый, Ван Дзиньлун, который должен выполнить нелёгкую задачу: соблюсти закон, найти виновного и оправдать дорогую ему женщину. Сцена суда считается в опере одним из лучших отрывков. Мастера кукол смогли воссоздать его и передать весь драматизм положения между чувством и долгом…

По выставке можно ходить долго. Но одним лишь театром теней культурное сотрудничество Кыргызстана и Китая не заканчивается. Работники музея уже готовят к отправке в Поднебесную экспозицию изделий из кожи, войлока и различные виды вышивок ручной работы наших мастериц. Сиань примет первую кыргызскую выставку уже в мае. А значит, горожан и гостей столицы ожидает впереди ещё много интересного «made in China»!

Аргументы и факты-Кыргызстан, №16, 2014 год

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

20 августа 2024 16:16

В Бишкеке и Оше пройдет "Ночь кино"

24 августа в Бишкеке и Оше состоится всероссийская акция "Ночь кино", впервые проходящая в Кыргызстане. В Русских домах в обоих городах будут показаны новейшие фильмы российских режиссеров Алексея Германа-младшего, Александра Войтинского и Александра Андрющенко.

01 августа 2024 06:49

Кыргызский кинематограф и в новую эпоху должен играть важную роль

Заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Эдиль Байсалов провел совещание по вопросам развития отечественной киноиндустрии.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

О стране