В Бишкеке продолжается расследование скандального ДТП с участием автомашины с дипломатическими номерами, принадлежащей посольству РФ в Кыргызстане. Находившийся в казенной «Тойоте Ланд Крузер Прадо» первый секретарь посольства Виктор Пухов обвиняется в аварии со смертельным исходом, в которой погиб кыргызстанец. Однако свидетели ДТП говорят о том, что за рулем находился другой человек, заместитель генерального директора «Роснефти» в республике Игорь Рясный.
Голые факты
ДТП случилось в минувший четверг, 16 февраля, на пересечении улиц Фучика и Васильева – по трассе, ведущей в аэропорт «Манас». Видеорегистраторы автомашин, стоящих на перекрестке, зафиксировали, как белый внедорожник «Тойота Ланд Крузер Прадо» с красными дипномерами пронесся с превышением скорости на запрещающий сигнал светофора. А затем врезался в красный грузовой «Мерседес-Спринтер». Из-за высокой скорости внедорожника обе автомашины смяло, водитель буса оказался зажат останками авто и сильно травмирован.
Приехавшие на место аварии врачи скорой помощи забрали двоих пострадавших. Представитель «Роснефти» в республике Игорь Рясный был госпитализирован с вывихом бедра и переломом костей таза. А водитель буса Евгений Лексин поступил в Национальный госпиталь с открытым переломом черепа и скончался, не приходя в сознание, от травм, несовместимых с жизнью. Пухов от госпитализации отказался. Но обратился за помощью в Центр медико-консультативных услуг и спортивной медицины, где специалисты зафиксировали у него ушибы. По факту ДТП было возбуждено уголовное дело по статье 281 УК КР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств»), назначен ряд экспертиз.
Судить или не судить?
После аварии в МИД КР к директору департамента госпротокола Айбеку Маматбекову был вызван Временный поверенный в делах РФ в КР Алексей Мзареулов.
– В ходе встречи российской стороне была вручена Нота МИД КР относительно необходимости оказания всемерного содействия кыргызским правоохранительным органам в расследовании произошедшего ДТП, включая обеспечение личного присутствия участника ДТП. В свою очередь, посольство России выразило искренние соболезнования семье и близким погибшего, отметив, что они находятся в постоянном контакте с семьей погибшего, и информировало, что по расследованию указанного ДТП идет тесное взаимодействие с правоохранительными органами КР, - отметили в заявлении для СМИ в ведомстве.
Параллельно с этим в посольстве РФ в КР начато внутреннее служебное расследование, которое сможет ответить на вопрос, что же делал в автомашине человек, далекий от ведомства в то время, как машина передвигалась по служебной надобности. Остается открытым и вопрос, кто же сидел за рулем? По данным УПМ и по показаниям свидетелей, Рясный. Об этом же говорит и здравый смысл: столкновение внедорожника с бусом произошло по левой стороне, со стороны водителя, который и должен бы получить большие травмы – как у Рясного. По заявлению представителей АО «РН-Кыргызнефтепродукт», представляющего интересы «Роснефти» в КР, их сотрудник невиновен и за рулем в момент аварии не был. Эту же версию поддерживают и в посольстве РФ. Точку в этом вопросе может поставить только официальное заявление и судебный процесс. В случае, если следствие определит, что за рулем был все же Пухов, ему удастся избежать наказания. Как сотрудник дипмиссии, он находится под защитой Венской конвенции о дипломатических сношениях, и посему ему ничего не грозит – дипломатическая неприкосновенность защищает его в отличие от Рясного, который выписался из больницы и покинул Кыргызстан.
Куда конь с копытом…
Авария всколыхнула социальные сети и форумы: граждане требуют как справедливого расследования, так и наказания истинно виновного, выражая желание обуздать нарушителей – «красные номера совсем обнаглели». Пользователи припоминают и другие громкие аварии с участием представителей иностранного бизнеса и сотрудников дипмиссий США и Узбекистана, а также военнослужащих ранее находившейся в КР американской авиабазы «Ганси» (затем, до 2014 года – Центра транзитных перевозок ВВС США, прим.авт). Тогда виновники практически не несли наказания, и кыргызстанцы не хотят, чтобы история повторялась.
Однако справедливости ради стоит отметить, что и кыргызские дипломаты за рубежом так же отличаются не всегда примерным поведением. В частности, в 2008 году сотрудник посольства КР в Узбекистане Абдумалик Машрапов сбил ташкентца Хайрутдина Махкамова, этот же сотрудник в 2013 году был задержан пьяным за превышение скорости и нарушения ПДД на трассе «Ош-Ташкент». В 2010 году третий секретарь той же дипмиссии Адилет Мураталиев пьяным врезался в бетонное ограждение трамвайной остановки, катаясь на машине первого секретаря. В 2013 году консул КР во Франкфурте Азамат Алмакунов катался по городу, сбивая бордюры и проезжая «змейкой», а позже попросил немецких полицейских отогнать машину в гараж, так как сам был пьян. Уголовные и административные дела ни в одном из этих случаев не возбуждались благодаря дипнеприкосновенности. Исключением в этом случае стал экс-атташе Генконсульства Кыргызстана в Екатеринбурге Нурмат Кайыпов, прославившийся скандалами с нарушением правил дорожного движения: превышением должностных полномочий на дороге, ездой в пьяном виде и неподобающим дипломату поведением. После третьей выходки, парализовавшей движение на двух улицах Екатеринбурга в 2010 году, он был уволен.
МК-Азия, 2017 год
Комментарии