пятница, 22 ноября 2024
Казахстан представит интересы Киргизии и других стран Центральной Азии в Совете Безопасности ООН

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Казахстан, вступив в СБ ООН, взял на себя миссию делегата интересов стран Центральной Азии

Казахстан, вступив в СБ ООН, взял на себя миссию делегата интересов стран Центральной Азии

20 мая 2017 13:28    Просмотров: 12919

Елена Короткова, © News-Asia

В конце апреля 2017 года завершился первый квартал из восьми для Республики Казахстан в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Республика стала пока единственным представителем центральноазиатского региона, удостоившимся подобной чести, однако не собирается зацикливаться на решении исключительно собственных проблем с помощью мирового сообщества. На уровне СБ ООН будут подняты так же общие проблемы и озвучены интересы стран-соседей по региону: Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. О том, как будет проходить эта процедура, и какие глобальные региональные проблемы должны быть подняты на уровне СБ ООН, политологи, общественные деятели, журналисты и эксперты по безопасности обсудили в Бишкеке на круглом столе «Освещение актуальных проблем центральноазиатского региона в процессе работы Казахстана в составе СБ ООН. Шаги Казахстана по укреплению продовольственной безопасности в странах исламского мира, в частности в КР».

 В состав СБ ООН – одного из главных органов объединения, входит 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 государств каждый год. Совет может «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооруженной силы, и его решения обязательны для всех государств. В основном это введение миротворческого контингента в зоны конфликта, организация постконфликтного урегулирования, в частности, введение международной администрации в зоне конфликта. Казахстан стал первой страной из центральноазиатских республик бывшего СССР, которая пробилась на столь высокий международный  уровень.

- Сегодня Казахстан узнаваем на международной арене, и является активным деятелем международного сообщества. Об этом говорит и председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Кроме того, скоро стартует международная выставка «Экспо-2017». Наконец, республика получила членство в СБ ООН. Сейчас Казахстан вышел на новый уровень. В 2017 году президент Нурсултан Назарбаев объявил о модернизации 3.0, для которой разработана программа. Она говорит о том, что Казахстан должен стать конкурентоспособным в мире за счет применения новых технологий, в унисон с этими преобразованиями была проведена и конституционная реформа, до 2050 года появилась четко очерченная экономическая политика. Из этого следует, что Казахстану необходимо идеологизировать общество и сформировать новое общественное сознание. Что касается членства Казахстана в СБ ООН, то 10 января 2017 года министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов представил политическое поручение от президент а Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности, продемонстрировав видение государством партнерства для обеспечения стабильного будущего мира. Документ отражает желание нашей страны сделать максимальный вклад в продвижение принципов ООН для построения безопасного, справедливого и процветающего мира, - отметил советник-посланник посольства РК в КР Рымтай Карибжанов. - Полагаю, что членство Казахстана в СБ ООН принесет пользу не только для Киргизии, но и для всех стран Центральной Азии. Мы старались проводить скоординированную политику. И надеемся, что Казахстан сможет сыграть положительную роль в отстаивании интересов этих стран, если будет проводиться голосование, касающееся их по климатическим ресурсам, борьбе с терроризмом и экстремизмом и иным вопросам.

В том, что от Казахстана будет зависеть многое, сомнений нет – тем более, что республика вошла в три комитета по различным острым вопросам, два из которых касаются соседей по региону. Это вопрос Афганистана и вопрос деятельности МТО и приверженцев религиозного экстремизма.

- Членство Казахстана в СБ ООН - знак мирового уважения к нашей стране. Знаменательно, что именно в год юбилея независимости Казахстана Астана стала ведущим игроком в мировой политике. Внешняя политика республики основана на принципах многовекторности и твердого отстаивания национальных интересов страны при уважении интересов стран-партнеров. Принимая во внимание авторитет Казахстана и солидный послужной список деяний за 25 лет независимости, нашей республике досталось три комитета с различной проблематикой при том, что обычно странам, впервые оказавшимся в СБ ООН, поручается лишь один комитет. Первый из них отвечает за вопросы Афганистана, второй за пресечение деятельности «Талибана», ДАИШ и «Аль-Каиды» (МТО, запрещенные на территории РФ и в ряде стран мира, в том числе и в Казахстане, прим.авт), третий за урегулирование проблем Сомали и Эритреи, - рассказал Нурлан Ешкеев, первый секретарь посольства РК в КР. - Республика приступила к членству с 1 января 2017 года и казахстанская делегация активно участвует во всех заседаниях СБ ООН. 10 января 2017 года министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов представил политическое поручение от президента Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности, вызвавшее большой интерес среди членов СБ ООН. В обращении были обозначены семь ключевых приоритетов. Первый из них – достижение мира, свободного от ядерного оружия. Казахстан и ранее работал в этом направлении – по инициативе нашей республики 29 августа стало Международным днем действий против ядерных испытаний при поддержке Генассамблеи ООН. Возможно, части соседей по региону и другим странам мира не понятно, почему Казахстан ставит в приоритет безъядерный мир, но Казахстан ощутил на своей территории испытания ядерного оружия в течении почти 50 лет. И одним из первых решений после обретения независимости стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона, нанесшего значительный урон стране. Поэтому этот пункт стоит на первом месте. Второй пункт – обеспечение мира за счет снижения степени военного противостояния на глобальном и региональном уровне и существующих с ними рисков для мирового сообщества. В этом направлении Казахстан уже сделал шаг, выступив модератором по переговорам в сирийском конфликте. Третий – формирование региональной зоны мира , безопасности, сотрудничества и развития в Центральной Азии. Мы все заинтересованы в развитии стран и в их безопасности, и в хорошем будущем. Но это невозможно без сотрудничества – от межгосударственного сотрудничества до сотрудничества на уровне ООН. Четвертый пункт – борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Пятый – возвращения мира на африканском континенте. Шестой – совместные действия по сохранению мира, соблюдению прав человека, реализации целей устойчивого развития в борьбе с изменением климата. Киргизии, как «верхней страны» ЦА в водоснабжении, и других наших соседей последний вопрос коснется за счет сокращения числа ледников, прогнозируемого экспертным сообществом. Результаты парижского саммита – новые вызовы и экологические риски. И вывод этой темы на уровень СБ ООН – одна из важных целей для Казахстана и нашей внешней политике, это ответственность за наш регион. Последний пункт – расширение сотрудничества между всеми региональными силами безопасности Европы, США, Азии для обеспечения трансконтинентальной безопасности. Безусловно, реализация этого видения Нурсултана Абишевича Назарбаева потребует времени, и для Казахстана реализация этих пунктов с помощью СБ ООН станет ключевой задачей. Так же Казахстан будет продвигать и свои национальные стратегические интересы, выражающиеся в укреплении стабильности в центральноазиатском регионе, решении афганского вопроса.

Далее эксперты перешли к обсуждению. Тема круглого стола содержала в себе две большие группы вопросов, собравшиеся занялись больше первой частью их – актуальными проблемами региона, и нюансами межгосударственных отношений, которые не всегда складываются мирно благодаря этим проблемам. Их список достаточно обширен – от вопросов безопасности и вооружения до экономического сотрудничества, транспортного снабжения и вечного «яблока раздора» - так называемых «водных войн», которые связаны и с вопросами энергетики. Последние вызвали между экспертами достаточно споров – звучали предложения о том, чтобы присвоить воде фиксированную цену и призывы разделять вопросы водоснабжения от вопросов энергетики и экономнее использовать воду: сейчас, по данным мирового сообщества, Центральная Азия является самым большим потребителем этого ресурса в мире. В конце концов сообщество признало, что следует решить водный вопрос на межгосударственном уровне, взглянув «сверху» на проблему как на проблему, объединяющую Центральную Азию.

- По водному вопросу следует занимать не сельскохозяйственную или энергетическую, а дипломатическую позицию. Вопрос надо решать на межгосударственном уровне, и его решение – определенный вызов и экзамен на зрелость для государств региона как для ответственных соседей. Положительные примеры решения частично уже есть. Сотрудничество по проекту Чу-Талас между КР и Казахстаном признали одним из самых лучших в мировом сообществе. Поэтому водный вопрос в регионе вполне реально решить мирным путем, - подытожил Ешкеев.

Несмотря на то, что за круглым столом не было представителей Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана, работа по направлению того, чтобы собрать на обсуждение представителей всех государств воедино в скором времени на переговорах, ведется. МИД Казахстана уже занимается данным вопросом.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

24 июля 2024 09:00

Биологическая безопасность Кыргызстана: важно сотрудничество с Россией

В Кыргызстане прошла дискуссия об обеспечении биобезопасности страны, участники которой подняли ряд актуальных вопросов и предложили конкретные шаги по защите от биологических угроз.

22 июня 2024 07:39

Свобода передвижения рабочей силы в ЕАЭС играет роль «подушки безопасности»

Актуальные вопросы, связанные с участием Кыргызской Республики в процессе евразийской интеграции обсудили участники круглого стола: «Юбилей ЕАЭС: итоги и перспективы для Кыргызстана», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

 Александр Кацев 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.