суббота, 23 ноября 2024
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДРУЖБА — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДРУЖБА

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДРУЖБА

07 июня 2017 13:11    Просмотров: 7911

Владимир Банников, © News-Asia

В апреле 2017 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев представил обращение «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания», которое стало дополнением к ранее обозначенной конституционной реформе и «Третьей модернизации Казахстана». Один из принципов обращения, на который предстоит сделать упор - открытость сознания.

- Что это означает? Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, в твоей части планеты. Во-вторых, открытость сознания - это готовность к переменам, которые несёт новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни - работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому. В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы Япония и Китай - классическое воплощение этих способностей. Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» - вот залог успеха и один из показателей открытого сознания. Почему столь важно открытое сознание в будущем мире? Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьёзно менять подходы, - отметил Назарбаев.

Принцип «открытости сознания» переносится и на внешнюю политику - в частности, в отношении соседнего Кыргызстана. Государства ведут в последнее время конструктивный диалог, а экспертное сообщество Казахстана и Кыргызстана выявляет общие наболевшие вопросы и выдвигает предложения по их компромиссному решению и сотрудничеству.

Безопасности ради

У экономиста Кубата РАХИМОВА своя позиция в отношении того, как взаимовыгодно могут развиваться отношения двух стран. Он видит в разногласиях, имеющих место, и отсутствие тесных отношений, а также конфликт интересов политических элит.

- Отношения между нашими странами добрососедские, но зависящие от политики. При Акаеве они были хорошими, и даже после первой революции 2005 года инвестиции усилились. С ростом цен на углеводороды Казахстан захотел войти в европейские объединения, отринув центральноазиатский балласт, нашлись и те, кто говорил, что граница южных интересов России - граница Казахстана и других стран. И в Казахстане в определённый момент по моему субъективному наблюдению медиапространство разорвало: «Казахстан - это «Западная Европа», далее до 2011-2013 годов отношения были осторожными - события 2010 года и закрытие границы. Никто не хотел импортировать бардак и хаос - и это нормально. В 2011 году внесла коррективы унификация границ ЕАЭС. У Кыргызстана официально ВВП страны на 30% был меньше, чем та товарная масса, которая по данным китайской стороны пошла через нашу страну. Пришлось нелегко, был сильный удар по экономике. Эта система  дезорганизовала госмашину и фискалов, а без фискалов не существует и  государства - без таможни, акцизных сборов и прочего. Сильная госмашина будет до последнего «возникать», чтобы не было анклава с демонтированным государством внутри, - отметил он. - Логически без евразийской интеграции, Кыргызстан с Казахстаном продолжали бы отношения потихоньку, но ЕАЭС заставляет нас изучать процессы, что ещё не вызрели, на уровне элиты и этноэкономики. У нас происходит сшибка - в медицине это называется столкновение противоположных нервных процессов - возбуждения и торможения. Мы могли бы взять пример с взаимоотношений РФ и РБ. Но для меня загадка, почему же не сотрудничают наши правоохранители? Например, почему на границе не верифицируют данные? Мы как два кузена под одной крышей, но у каждого свой прагматический подход. Мы во многом ведомы, хотя у нас есть и свои наработанные проекты. ЕАЭС ускорил процесс «переваривания» возможных направлений сотрудничества, - отмечает Рахимов.

Обоюдная выгода


Экономист выделяет четыре направления, три из которых вполне жизнеспособны, и имеют под собой твёрдое экономическое обоснование.

- Это и центральноазиатская АЭС, и экономический коридор Алматы - Бишкек,  и транспортный коридор из России и Казахстана через Кыргызстан в Таджикистан, и  Всемирные игры кочевников. Между Алматы и Бишкеком близкое расстояние, охват с областями - почти 5 млн человек. АБР видит в этом перспективу, и ЭКАБ внесён в повестку межправсовета по многим аспектам. Возможно, и строительство скоростной железной дороги Алматы-Бишкек, подчеркнул экономист. - Вопрос четырёхсторонней дороги тоже обсуждался, но не пользовался успехом в Кыргызстане. ЕАБР выделил полмиллиона долларов на предТЭО, но чиновники «передрались» - Минтранс и КТЖ не нашли компромисса. В межправкомиссии РК и КР этот проект обсуждается, интересно это и Таджикистану. Но свободных денег в ЕАЭС и у России пока нет, спонсор проекта не выбран, хотя согласны и китайцы, и японцы, есть и потенциальные международные инвесторы. По центральной АЭС - надо стиснуть зубы и возглавить движение по её созданию  тем, кто имеет профицит, эта страна сможет решить водно-энергетический вопрос в регионе - вероятнее всего, это Казахстан. ВИК же мы можем сделать частью нашей этноэкономики.

В качестве же инструментов Рахимов выделил три проекта. Первый -  фонд добрососедства Казахстан-Кыргызстан (культурный, медийный, исследовательский и инвестиционный компонент), даже на уровне шоу-бизнеса и общих ивентов он поможет от слов перейти к делу на языке, доступном всем. Второй - совет по координации страновых стратегий и программ - каждая страна не учитывает спряжения программ. Третий инструмент - «Жети-Суу» - Семиречье, проект Азиатского банка развития. По словам Рахимова, он поможет объединению именно на уровне истории, о котором так часто упоминают эксперты обеих стран.

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан, 2017 год, № 23                                                                                                                           
                          

   
Я рекомендую 3 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 июня 2024 16:10

Кыргызстан укрепляет сотрудничество с Европейским Союзом

25 июня в Брюсселе Европейский Союз и Кыргызская Республика подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), что стало важной вехой в укреплении двусторонних отношений.

02 июня 2024 16:38

Глава Кабинета Министров Акылбек Жапаров с рабочим визитом посетит Республику Беларусь

Председатель Кабинета Министров-Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров 3-4 июня текущего года с рабочим визитом посетит Республику Беларусь.

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.