понедельник, 25 ноября 2024
Акан Нуртазин: «Передо мной стояла задача сохранить балет в Кыргызстане»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / КультураRSS

Акан Нуртазин: «Если человек культурно образован, то и государство будет прогрессировать»

Акан Нуртазин: «Если человек культурно образован, то и государство будет прогрессировать»

21 ноября 2017 11:26    Просмотров: 18108

Елена Иванченко, © News-Asia

Беседа с народным артистом КР Аканом Нуртазиным проходила во время репетиции спектакля «Жизель» под звуки оркестра, это стало отличной возможностью не только узнать о положении балета в стране, но и подглядеть, как проходят театральные будни артистов. Главный балетмейстер  национального театра оперы и балета рассказал корреспонденту News-Asia о своей карьере в балете, и почему для искусства так важна поддержка государства.

Скандальный спектакль

– Как вы пришли в балет?


– Мои родители работали в театре, с этого всё и началось. Отец был солистом оперы, он закончил Московскую консерваторию имени Чайковского, мама работала в хоре. Тогда в советское время с детскими садами была проблема, поэтому артисты приводили своих детей в театр, так и я вырос в этой атмосфере. Раньше Московское и Ленинградское хореографические училища направляли свои комиссии по всем республикам бывшего Советского Союза, чтобы отобрать талантливых детей для учёбы в Москве. От Киргизии в комиссии был народный артист СССР Чолпонбек Базарбаев, он меня и смотрел. В итоге я прошёл отбор, и в 1974 году мы поехали в Москву на последний экзамен. Мы были единственной делегацией, которую полностью приняли – 6 мальчиков и 6 девочек. Так я и поступил в Московское хореографическое училище при Большом театре, проучился там 8 лет. Последние три года я учился у выдающегося педагога русской школы Петра Антоновича Пестова. Его выпускники во всех театрах Советского союза были солистами. В 1982 году я окончил хореографическое училище и меня сразу приняли в театр. Была возможность остаться в Москве, но тогда наш театр оперы и балета входил в тройку лучших во всем СССР.  Мне посчастливилось попасть под крыло Чолпонбека Базарбаева и Урана Сарбагишева, который тогда был главным балетмейстером, я вырос и окреп с ними. Карьера стремительно развивалась, почти с первого года начал танцевать сольные партии. В 89-м году проводили такой региональный конкурс Средней Азии и Казахстана, он проходил в Душанбе, председателем жюри был Вячеслав Гордеев, народный артист СССР, солист Большого театра, и вот тогда я стал обладателем первой премии и золотой медали. В этом же году я стал лауреатом премии Союза молодежи КР.  

– Помните свои первые спектакли?

– Мой первый спектакль был «Па-де-труа» балет «Лебединое озеро», я был придворным у принца, потом «Материнское поле», где танцевал младшего сына. В 1984 году состоялись отчётные гастроли в Большом театре, тогда я сдавал экзамен своим педагогам, показывал, каким я стал. В завершении в  Бетховенском зале, колкая на язык, московская критика обсуждала, как прошли гастроли. Ведущие критики тогда отметили меня, как молодого прогрессивного танцовщика, отличившегося своим академизмом и актёрским мастерством. Это была самая лучшая похвала. Позже я перетанцевал многие ведущие партии со всеми нашими балеринами, в последние годы карьеры был уже постоянным партнёром народной артистки СССР Айсулу Токомбаевой. Она потрясающая актриса, когда на сцене смотришь в её глаза, они полностью погружают в образ, и ты уже не можешь из него выйти. 

– Что было самым запоминающимся за время работы? Интересные спектакли, например.

– Был один подарок судьбы. В русской драме в 80-е годы работал выдающийся режиссёр Владислав Пази. И вот в 85-м году он предложил мне сыграть драматическую роль в нашумевшем тогда спектакле «М. Баттерфляй». Мне выпала роль женщины, точнее китайского разведчика, переодетого в женщину, который влюбляет в себя французского адвоката, работника посольства. Когда мы показали этот скандальный спектакль, он произвёл взрыв в Бишкеке. Билеты было невозможно достать, за месяц всё скупали. Где-то 6 лет играли, даже на гастроли ездили, в Москве и Питере взяли первую премию. Потом руководство театра сменилось, Пази уехал в Санкт-Петербург, а спектакль сняли.

– Когда вы решили закончить карьеру танцовщика и начать передавать опыт молодому поколению?

– У артиста балета очень короткая карьера, мы работаем всего 20 лет, потому что идёт сильный износ всего организма – очень большая нагрузка на мышцы и позвоночник, многочисленные травмы. Ближе к завершению карьеры, я стал переходить на актерские партии, где не надо много танцевать, такие как, хан Гирей (балет «Бахчисарайский фонтан», – Авт.). В 2002 году я оформил пенсию, но продолжал танцевать до 2008,  тогда был сложный период в театре, не было прихода молодых солистов. Талантливые ребята после окончания хореографического училища уезжали в Россию, Казахстан, в Европу, конечно, там были и зарплаты больше и перспективы шире. Где-то с 2005 года уже начал практиковать в театре педагогическую деятельность.

Спасти балет

–  С 2009 по 2014 года вы были главным балетмейстером, как менялся театр за всё время вашей работы?

– Если говорить без ложной скромности передо мной тогда стояла задача сохранить наш балет, потому что на культуру практически не обращали внимание: деньги не выделялись, зарплаты были совсем небольшие, гастролей не было. Многие таланты уехали, и в театре остались люди, которые искренне любили балет. Мне удалось сохранить труппу и повысить академический уровень. Это сразу заметили и зрители и пресса. Мы стали приглашать звёзд балета из России, Казахстана, чтобы вернуть зрителя в театр. Это был стимул и для наших артистов, потому что главное на сцене во время спектакля это то, как танцует солист, остальные уже равняются на него. Тогда это послужило хорошим толчком, однако с 2011 года танцовщики снова начали уезжать, правительство только обещало помочь, но всё оставалось на словах. Я в то время не вылезал из министерства культуры, из белого дома, вплоть до спикера парламента дошёл, но, к сожалению, никому ничего не надо было. Про культуру все забыли, были другие задачи – экономика, борьба за кресло. Я и сам потерял желание работать, смотря на безразличие к искусству. Мой педагог меня учил, когда работа не приносит никакого удовольствия, нужно уходить, иначе будешь вредить не себе, а окружающим, и делу. В 2014 году решил, что с меня хватит и написал заявление. Почти два года вовсе не интересовался ни театром, ни искусством, даже на спектакли не ходил. Полностью посвятил себя семье, как раз внуки появились.

– Но всё же решили вернуться.

– В этом году в театре начались действительно серьезные проблемы, и руководство обратилось с просьбой, чтобы я вернулся и попытался заново организовать работу, чтобы всё окончательно не развалилось. И вот с 31 октября официально стал работать. Сейчас моя главная задача – наладить дисциплину, которая расшаталась и моральный климат в театре. Также вернуть всех талантливых ребят, которые уехали, создать крепкий костяк труппы, и конечно, поднять творческий уровень и академичность. Сегодня творческий состав намного лучше, чем в то время, когда я был главным балетмейстером. Однако я один при всем желании, опыте и знаниях, не смогу ничего сделать, только с ребятами, если они будут верить в меня и выполнять свои обязанности. Тогда мы и горы свернём. Ещё одна немаловажная задача – попытаться в этом году, или хотя бы в следующем организовать гастроли, потому что артист не может сидеть на месте, он должен ездить, показывать себя, учится у других. Сейчас договариваюсь со своими бывшими однокурсниками, с которыми учился в Москве. Хочу, летом, пусть даже на месяц, но куда-то выехать.

– А раньше труппа гастролировала?

– В советское время мы часто разъезжали по республикам, нашим регионом для гастролей была Сибирь, кроме этого ездили в Москву, в Прибалтику. Однако с развалом союза, ближе к перестройке все границы нарушились, одна дорога стоила бешеных денег. Тогда наша культура и начала скатываться вниз.

Искусство молодых

– Как сейчас в стране обстоят дела с культурой, государство выделяет деньги?

– К сожалению, пока не скажу, что много внимания уделяется. В прошлом году, например, президент Алмазбек Шаршенович начал выдавать стипендии именно для балета, 14 стипендий по 10 тысяч сомов. Помимо зарплаты для молодежи это дополнительный стимул. Незначительные изменения есть, мы карабкаемся наверх, пусть и очень маленькими шагами.

– А зрители любят балет, в особенности у молодежи есть интерес?

– В те годы, когда мы стали приглашать зарубежных звезд, зритель начал хорошо ходить на балет. С открытия сезона прошло несколько спектаклей и почти все места были заняты. Я стал замечать в зале очень много студентов из сельской местности, недавно приехавших в город, много иностранцев из Индии и Пакистана, которые учатся здесь. В Индии нет классического балета, только индийский танец, поэтому им нравится смотреть наши постановки, даже на телефон снимают, потом выкладывают на «YouTube». На балет ходят, потому что уже знают нашу звездную молодежь. Сейчас есть талантливые ведущие танцовщики, такие как Марат Сыдыков – лауреат многих международных конкурсов.

– Марат летом этого года участвовал на международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве.

– Московский международный конкурс ещё с советских времен считается одним из самых престижных.  Марат занял второе место во взрослой категории среди мужчин, это большая победа. Можно сказать, в истории кыргызского балета, это первый случай, до него ни один танцовщик из Кыргызстана таких мест не занимал, даже элементарно никогда не участвовали в международных конкурсах. У нас в труппе работает японка Мэгуми Мацумото, очень сильная и перспективная балерина. Она впервые исполнит партию Китри в балете «Дон Кихот». Старшее поколение должно потихоньку уступать место юным талантам, потому что балет – это искусство молодых.

– Ребята из хореографического училища приходят в театр?

– Да, сейчас работают 6 человек, учащиеся 3 курса, это у них практика, во всех наших спектаклях участвуют. Надеюсь, после окончания учебы они пополнят коллектив. В театре не хватает мужского состава, многие уехали за границу. 

С душой

– Расскажите о своих первых постановках?

– Сначала были концертные постановки, потом ставили премьерную оперу «Травиату», и все балетные танцевальные отрывки я поставил. Планировалось много всего, но из-за ограниченности бюджета невозможно было воплотить идеи в жизнь. Я не люблю ставить дежурно, лишь бы что-то показать. И педагог мой учил никогда не размениваться на количество. Если уже взялся, то сделай так, чтобы потом не стыдно было. Надо ставить спектакли, на которые зритель будет ходить, а не для галочки. 

– Ставите ли вы современные постановки, или только классику?

– Есть молодые балетмейстеры, которые ставят современные номера. Недавно наш кыргызстанский танцовщик, который работает в Германии, Максат Сыдыков поставил «Ромео и Джульетту». Я думаю, надо готовить нашего зрителя к этому направлению.

– Что для вас главное в балете? Сам танец, музыка, может быть, актёрская игра?

– Это все едино, синтез музыки и танца. Важно раскрыть людей, даже в художественной гимнастике иногда так актерски отыгрывают, похлеще, чем в балете. Советский русский балет отличался именно актерской игрой, душой. Моя задача сохранить эту тенденцию, чтобы во всех спектаклях она проходила главной линией, и зритель не просто замечал какие-то технические моменты, как в гимнастике, а сопереживал. Артист должен со сцены мимикой, глазами, движениями передать смысл. Вот это главное.

– У вас есть любимые спектакли?

– Особенные постановки для меня – это «Баядерка» партия Солора, «Спартак» партия Красса, и «Жизель» Альберт. Хотя все свои партии я всегда очень любил.

– Есть такие постановки, в которых хотелось бы солировать, но не удалось за время карьеры?

– Да, вы знаете, на второй год работы в театре в 83-м году шла «Спящая красавица», я очень хотел станцевать принца Дезире, мы с педагогом год готовили эту партию, но на педсовете, спектакль посчитали устаревшим и сняли с репертуара. Хотел исполнить партию Нурдина  в балете «Чолпон», за время работы в театре только ее не станцевал.

– Дальнейшие планы уже продумывали?

– Будем восстанавливать балет «Баядерку», с новыми декорациями и костюмами, старые почти на 90% устарели, потому что никаких средств не выделяется, а это стоит огромных денег. Администрация нашла спонсора, и уже в марте будем ставить. Буквально недавно смотрел эскизы нашего художника, с любым мировым театром можем соперничать по декорациям и костюмам. Этот сезон будет коротким, так как идёт ремонт, а в следующем в планах восстановить полностью спектакли  «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Спартак», национальный балет «Куйручук» композитора Молдобасанова. Из классики хотелось бы поставить «Спящую красавицу» Чайковского, хотя это, конечно, упирается в деньги. Вот такие осторожные мечты на будущее.

– Как балетная профессия отражается на повседневной жизни?

– Искусство и культура очень положительно влияет на любого человека. Если он воспитан, культурно образован, то и государство будет прогрессировать, и сам человек. Общий уровень культуры в стране заметно снизился. Балет – это самый доступный и прекрасный вид искусства. Оперу не все могут понять, нужно быть к ней подготовленным. Я считаю, что балет облагораживает человека.

– Кто-то из вашей семьи занимается балетом, дети, внуки?

– Нет, старшая дочь, когда была ребёнком, участвовала во многих спектаклях, занималась народным танцем, тогда «Таберик» только начинал свою деятельность, даже на гастролях успела побывать. Сыновья работают совершенно в других сферах, старший – экономист, младший учится в Москве на архитектора. Они любят искусство, часто приходили на мои спектакли. А так чтобы пошли по моим стопам, я и сам не хотел. Это очень тяжёлый труд, и зачастую неблагодарный.

– Что бы вы могли пожелать тем, кто сейчас учится и мечтает карьере артиста балета?

– Трезво оценить, действительно ли ты хочешь стать артистом балета. Это тяжёлый труд, надо очень любить профессию и быть готовым ко всему. В балете много и травм, и других переживаний – это требует мужества. Сейчас столько возможностей, которых не было в наше время, остаётся только желание и вера в себя. 

– Вы никогда не жалели, что выбрали именно балет?

– Никогда. Я в театре вырос, если бы не стал артистом балета, всё равно обязательно бы работал в театре.

Фото из личного архива А.Нуртазина.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

20 августа 2024 16:16

В Бишкеке и Оше пройдет "Ночь кино"

24 августа в Бишкеке и Оше состоится всероссийская акция "Ночь кино", впервые проходящая в Кыргызстане. В Русских домах в обоих городах будут показаны новейшие фильмы российских режиссеров Алексея Германа-младшего, Александра Войтинского и Александра Андрющенко.

01 августа 2024 06:49

Кыргызский кинематограф и в новую эпоху должен играть важную роль

Заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Эдиль Байсалов провел совещание по вопросам развития отечественной киноиндустрии.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.