понедельник, 25 ноября 2024
Сергей Криворучко: «Необходимо срочно вводить в действие жесткую систему технического осмотра транспорта со строгой ответственностью»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ИнтервьюRSS

Сергей Криворучко: «В Киргизии неплохое природоохранное законодательство, но проблема с подзаконными актами по его исполнению»

Сергей Криворучко: «В Киргизии неплохое природоохранное законодательство, но проблема с подзаконными актами по его исполнению»

23 января 2018 18:57    Просмотров: 14408

Елена Иванченко, © News-Asia

Власти Киргизии серьезно озадачились негативной экологической ситуацией в столице. По данным исследований, заполонившие Бишкек автомобили выбрасывают в атмосферу 80% загрязняющих веществ. Загрязняют воздух также частные бани и дома, которые горожане отапливают бытовыми отходами и пластиком. В связи с этим, правительство предлагает начать обязательный техосмотр транспорта и постепенный переход с твердого топлива на альтернативные источники.

Корреспондент News-Asia узнала у независимого эксперта, эколога Сергея Криворучко, какие меры действительно помогут повлиять на экологическую обстановку.

– Вне всяких сомнений, экологическая ситуация в Бишкеке за последние годы значительно ухудшилась, а условия проживания в нем деградировали. Внешних признаков для таких утверждений более чем достаточно, – комментирует специалист. – Причин много, они все взаимосвязаны. В первую очередь, это снос деревьев в связи с реконструкцией городских дорог. Не понятно, по каким основаниям необходимость срочного освоения гранта на ремонт дорог обрела приоритет над действующим природоохранным законодательством. Вырубаются зеленые массивы и за пределами города – лесопарковая зона вокруг Ала-Арчинского водохранилища. Значительно поредели и «зеленые легкие» внутри столицы – Карагачевая роща, парк им. Ататюрка, парк им. Фучика и небольшие скверы. Это означает, что естественная способность зеленой массы нейтрализовать загрязняющие вещества в воздухе существенно подорвана. Следующая причина – несоразмерно большое количество автомашин, которые появились в результате их бесконтрольного ввоза и реализации на местном рынке. Сегодня количество частных машин превышает возможности городских улиц почти в 10 раз. Плюс более 3 тысяч маршрутных дизельных бусиков. Надо полагать, что пропорционально выросли и выбросы выхлопных газов. Выбросы в атмосферу от котелен и печей в частном секторе, особенно в холодное время года, придают Бишкеку теперь уже особый имидж квази-промышленного населенного пункта, формируя плотный смог, особенно в западной части. Нельзя не упомянуть вклад в экологическое неблагополучие и городской ТЭЦ. И последнее, из значимых, это хаотическая застройка Бишкека высотными зданиями, которые перекрыли возможность проветривания вечерним и утренним бризом естественным образом южного и северного направлений. Все эти факторы вместе, и каждый по отдельности, формируют теперь уже неприемлемые условия для проживания.

– Как вы считаете, насколько предлагаемые властями меры эффективны и способны спасти ситуацию?

– Технический осмотр транспортных средств отменять, конечно же, не стоило, он однозначно нужен. И перевод транспорта, особенно муниципального, на газ – пожалуй, самое верное решение. Насколько мера улучшит положение сказать сложно, но положительный эффект будет. Уход от угольной, или «твердотопливной» зависимости просто необходим, особенно в городе и пригородах. Газ, электроэнергия, ВИЭ (возобновляемые источники энергии – авт.), где приемлемо – все эти меры хороши. Ожидаемая газификация новостроек вокруг города, несомненно, внесет свой вклад в улучшение экологической ситуации.

– Как можно минимизировать выбросы вредных веществ в атмосферу на данном этапе?

– Собственно, мы с этого начинали, перечисляя причины загрязнения воздуха. Но в первую очередь, не дожидаясь мега-программ, необходимо срочно вводить в действие жесткую систему технического осмотра транспорта со строгой ответственностью. Вызывающие улыбку рейды ГИЭТБ по наложению штрафов на один бус из 30 проверенных за превышение выбросов, ну, это похоже на детскую игру. Нужны продуманные меры по переводу муниципального и частного транспорта на газ, включая такси. И жестко ситуацию контролировать. А для этого требуется четкая законодательная вертикаль – от закона, до подзаконных актов и судебных решений. Если это не по силам – то лучше и не браться. Чтобы потом стыдно не было. Озеленение города, это безусловно. И суровые наказания за снос деревьев. Высотки, я думаю, это уже как памятники, и их не убрать. Но попробовать стоит.

Отметим, что в 2016 году Сергей Криворучко совместно с Джамилей Айтматовой зарегистрировали в государственном реестре КР геобарьер для защиты окружающей среды от негативного воздействия автомашин и дорог, в частности, от разлива ГСМ при авариях, а также для обустройства стоянок для грузового транспорта. Это обочина дороги, устроенная с природным наполнителем, который есть в КР, он адсорбирует и нейтрализует тяжелые и токсичные элементы от транспорта и ГСМ. Изобретение предложили использовать на участке дороги в районе озера Чатыр-Куль возле Торугарта, однако Министерство транспорта идею не приняло.

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

13 июля 2024 09:32

Диалог на двоих – диалог с друзьями!

В середине апреля в Жогорку Кенеш в рамках деятельности Совета по вопросам миграции и противодействия торговле людьми при Торага Жогорку Кенеш Кыргызской Республики прошел «круглый стол» по теме: «Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет».

27 июня 2024 09:51

Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

Кыргызское образование сейчас переживает непростое время. Чтобы развиваться и сохранить свои позиции в мировом сообществе, страна активно ищет более эффективные модели для обучения школьников и студентов, повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Обзоры

 Артём Хегай 

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Как живётся уйгурам в Кыргызстане?

 Екатерина Пантелеева 

В КАПУСТЕ НАШЛИ ИЛИ АИСТ ПРИНЕС?

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту ребенка

 Елена Скворцова 

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

Пётр Чесноков: «Я не терял оптимизма, верил в свои силы и активно занимался спортом. А по большому счету жизнь у меня самая обычная».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.