Как любое государственное учреждение Кыргызстана, ГНС при ПКР уже несколько лет пытается активно цифровизироваться: отправить сотрудников на курсы, перевести ряд процедур в электронный формат, ликвидировать очереди, сократить число документов и упростить порядок их получения.Уже несколько лет работает и система личного кабинета онлайн, и электронного патента, при которой требуется лишь биометрический паспорт образца 2017 года (eID-карта), специальное приложение на компьютер и считыватель для еID-карты, и не нужно выбегивать каждый документ и стоять в очередях. Однако обычному гражданину, которому нужен добровольный патент на некоторое время на ведение определенной коммерческой деятельности, приобретать считыватель и загружать себе приложения не с руки. Он отправляется в офлайн – в УГНС. Корреспондент News-Asia прошла путь получения патента в УГНС Первомайского района Бишкека, и оценила, насколько работа учреждения соответствует принципам цифровизации и соблюдения профилактики коронавируса.
Для галочки
Но на практике новшества не работают. Терминал для выдачи талончиков на электронную очередь существует только символически. Талончики он выдает, но, как и прежде, люди занимают живую очередь, скапливаясь в помещении кучками.
При этом ни о какой социальной дистанции не может быть и речи. Как нет и соблюдения столь рекомендуемого мэрией Бишкека и штабом КР по COVID-19 масочного режима: маски есть процентах на 40-50 из присутствующих (и среди персонала, и среди клиентов учреждения).
Невозможно увидеть и санитайзеры, где можно обработать руки: в крыле УГНС по Первомайскому району, где идет прием основного потока населения, их висит целых 4 штуки. Но ни в одном из них нельзя найти средств для обработки рук – даже в том, что висит под ящиком с жалобами для руководства филиала.
Единственный санитайзер в пульверизаторе располагается на компьютерных столах, которые занимают значительную часть помещения. С одной стороны, кыргызстанцы могут заполнить все необходимые бумаги, наклонившись к этим столам в виде буквы «г», с другой – столы помогают и в качестве скамейки, когда очередь становится слишком длинной.
Наконец, нет речи и о проветривании и санобработке помещения, где за день бывает несколько сот человек, в качестве профилактики коронавируса, вторую волну которого ждет весь Кыргызстан.
Ситуацию скрашивает то, что разделения на окна по категориям работы с населением существует. Как существуют и списки необходимых документов по каждому из обращений – путаница по поводу обращения «не в то окно» минимальна. В моем случае требуется регистрация по форме на получение патента, фото 3 на 4, копии паспорта, заявление в заполненном виде, страховой полис квитанция об оплате за добровольный патент в близлежащий РСК-банк. Регистрационную форму необходимо купить в местном подвале – «направо», «направо» и еще раз «направо».
И это самое безопасное с точки зрения рекомендуемой коронавирусной профилактики место: мало проходимое, хорошо проветриваемое, с возможностью соблюдения социальной дистанции. И с жесткими требованиями по ношению масок. Фото и ксерокопия паспорта быстро делаются в местном вестибюле – к большому удивлению, фото оказывается более приглядным, чем сделанное в системе ГРС на биометрический паспорт. И не только у меня, но и у других в нем нуждающихся коллег по очереди, которые так же бегают с этажа на этаж.
Вы ждите, ждите…
Заполнение данных о будущей деятельности и заявления не составляет труда. Однако с последним шагом возникает проблема: сбой в системе ГНС. Проверить данные посетителей, внести в них коррективы или же внести оплату через РСК-банк в какой-то момент оказывается невозможно. Правда, куда обращаться пострадавшему от сбоев населению, неясно: колл-центр тоже перестал быть доступным. Всех желающих обратиться на горячую линию с жалобами по поводу работы УГНС по Первомайскому району или получить консультацию ожидал сюрприз в виде просьбы подождать на линии и почти двухминутного музыкального произведения, исполняемого на фортепиано. К пятому-шестому разу попытки дозвониться мелодия начинает звучать издевательски. Те, чье дело терпит, уходят, чертыхаясь, тем же, кому нужно решить наболевшие вопросы, остаются ждать на скамейках и кушетках учреждения.
И периодически с надеждой подходят к специалистам УГНС и операторам банка, принимающим налоговые отчисления.
«Это уже не первый такой сбой, несколько раз сталкивались с этим. Возможно, виноваты много обращений в конце месяца», – пытается успокоить народ оператор банка, перенаправляя часть обращающихся к терминалу оплаты за услуги поблизости.
Через полтора часа проблема частично ликвидируется. Доживших до этого момента граждан из послеобеденной очереди, которым не смог помочь терминал оплаты, могут проверить в базе данных и внести необходимые коррективы сообразно их обращениям. Но на получении квитанции об оплате за добровольный патент дело не заканчивается. Специалист Нурбек кызы Гулнара, которая отвечает за выдачу патентов, наконец забирает мою квитанцию из РСК-банка. Но патента я так и не получаю: на моем заявлении в УГНС женщина просит указать от руки дополнительно мою электронную почту, ссылаясь на сбой в системе, который мешает выведению и вручению мне вожделенного документа.
«Мы вам отправим вручную, до конца рабочего дня», – устало обещает она.
К концу рабочего дня «письма счастья» с патентом для выведения его на печать не оказалось.
Фото автора
Комментарии