Граждане Казахстана Рустам Гареев и Нурмухамбет Нагиев были заключены в ИВС ГУВД Бишкека после допроса в рамках досудебного производства по делу о мошенничестве вечером пятницы, 18 ноября. Посольство Казахстана в Кыргызстане сразу же известили об этом факте, и консульская служба посольства уже начала оказывать своим гражданам необходимую юридическую помощь. Кроме того, в ситуации разбирается и Генеральная прокуратура. О произошедшем кыргызскому изданию «КП-Кыргызстан» сообщили родственники Гареева.
По законодательству Кыргызстана, задерживать кого-либо без судебного решения более чем на 48 часов нельзя. Но в субботу, 19 ноября, из ИВС ГУВД Бишкека Нагиева и Гареева в суд так и не повезли. В этот день Гарееву дважды становилось плохо с сердцем, и ему вызывали скорую помощь. От госпитализации он отказался. Заседание по мере пресечения было назначено на воскресенье, 20 ноября. В коридоре Свердловского райсуда в ожидании заседания по мере пресечения «КП-Кыргызстан» удалось поговорить с арестованными и с их адвокатами.
Исходя из их слов, с заявителем по делу Талантбеком Батыралиевым, почти полным тезкой экс-главы кыргызского Минздрава, ни Нагиев, ни Гареев не знакомы. Никаких дел с ним никогда не вели, и никаких денег у него тем более не брали. Но при этом заявление с жалобой на мошенничество с их стороны этот мужчина подает не впервые.
Первое такое заявление в УВД Ленинского района Бишкека поступило в октябре 2017 года. Батыралиев в нем указал, что казахстанцы якобы взяли у него 80 тысяч долларов США, пообещав ему взамен два коттеджа на берегу Иссык-Куля на территории ДОК «Илим». По его версии, взяв деньги, ему никаких коттеджей не предоставили и «всячески избегали встреч». Никаких доказательств его словам в виде аудио, видео, фото, договоров купли-продажи, расписок получения денег, или еще каких-то свидетельств произошедшего предоставлено не было, и «в связи с отсутствием состава преступления» в возбуждении дела в следственном отделе УВД Ленинского района было отказано. Копия постановления об отказе ушла в районную прокуратуру. Но там решили отменить постановление и все-таки возбудить уголовное дело по статье 206 УК КР («Мошенничество», по прежней редакции УК КР).
Досудебное производство по делу началось в феврале 2019 года, и к апрелю 2020 года следственная служба УВД Ленинского района, снова не получив «достаточных доказательств» в совершении преступления, вынесла постановление о прекращении досудебного производства. Как и положено, копия постановления отправилась в прокуратуру Ленинского района столицы, и там снова решили производства по делу не прекращать. За пять лет сменились пять следователей, но дело не продвигалось ни вперед, к судебному решению, ни к закрытию по причине отсутствия доказательств, но и не закрывалось окончательно благодаря прокуратуре.
За все это время оба мужчины так и не смогли познакомиться воочию с тем, кто подал на них заявление в милицию. Страну надолго они не покидали, по вызову на допросы и на очные ставки приходили, но Батыралиева, с их слов, там не было. Сам же мужчина продолжал заявлять, что его оппоненты от него скрываются. Казахстанцы встречно пытались неоднократно привлечь Батыралиева к ответственности за клевету в свой адрес и обвинения в мошенничестве, но безрезультатно. В ГКНБ, в МВД, в Генеральную прокуратуру, в прокуратуру Ленинского района подавались заявления, все они были приняты к рассмотрению, но решительных шагов не было сделано. В следственной службе УВД Ленинского района, правда, пояснили: проверить показания о том, что с Батыралиевым никто из них дел не имел и никто из них от него не бегает, как исходит из его заявлений, нельзя. Истек срок, когда они могли бы доказать свою правоту по геолокациям и телефонам.
Наконец, 16 ноября следователь Ленинского РУВД Эльнура Мелисова провела очную ставку казахстанцев и Батыралиева – он все-таки появился и продолжал настаивать на своих показаниях. Тогда Нагиев обратился лично в прокуратуру Ленинского района и попросил разобраться в происходящем. 18 ноября казахстанцы должны были прийти во второй половине дня на дополнительную очную ставку в Ленинском РУВД, но следователь в последний момент сообщила, что ехать им нужно в ГУВД Бишкека – дело забрали туда. Быть там нужно было к шести вечера. Мужчины прибыли туда – и оказались под арестом.
Нагиев полагает, что само дело Батыралиева сфабриковано, и оно связано с другим судебным процессом, в котором является потерпевшим. Речь идет о возврате 3 млн долларов США, который казахские инвесторы еще в конце двухтысячных вложили в турбизнес на Иссык-Куле, коттеджи ДОК «Илим». Пострадавшими по делу выступали двое других казахстанцев, но за годы процессов право представления их в судах и право на эти 3 млн долларов по уступке прав требования ушло к Нагиеву. Кроме кыргызского правосудия, пострадавшие инвесторы обращались и в казахские суды, и выиграли на всех инстанциях, включая Верховный суд. Обвиняемым в присвоении средств партнеров по бизнесу выступает гражданин Кыргызстана Суюрбек Султанбеков.
В Кыргызстане процесс затянулся, поскольку правонарушений вокруг дела оказалось несколько – и несколько дел объединили в одно. На скамье подсудимых оказались чиновники Иссык-Кульской области и другие должностные лица. Часть из них признала вину, а совсем недавно, 20 октября вину в получении средств признал и Султанбеков. Он заявил, что на эти деньги построил коттеджи – о двух таких коттеджах упоминает в своем заявлении Батыралиев. Нагиев говорит, что за время трехмиллионной тяжбы н него уже несколько раз подавали заявления в милицию аффилированные с ответчиками по делу лица. Обвинения были разными – от избиения до нарушения миграционного законодательства. Но ему удавалось доказать свою правоту.
На этот раз утром 18 ноября Нагиев отправил открытое письмо на имя президента Кыргызстана Садыра Жапарова с просьбой обратить внимание на их дело, и на сложившуюся ситуацию вокруг безопасности для инвесторов в Кыргызстане в целом. Копия письма отправилась в посольство Казахстана на имя чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в Кыргызстане Рапиля Жошыбаева. Вечером 18 ноября Нагиев оказался в ИВС ГУВД Бишкек.
«Мы фактически потерпевшая сторона в том деле, а нас пытаются сделать обвиняемыми, оклеветать, оболгать. Убеждены, что Садыр Нургожоевич разберется: между нашими государствами очень хорошие, дружеские добрососедские взаимоотношения», – говорит Нагиев. – «Мы не сомневаемся в том, что здесь, в Кыргызстане, очень квалифицированные следователи и судьи, и они разберутся в происходящем. И это просто так не останется – нельзя просто так взять и очернить деловую репутацию людей. Нас выставили в таком неприглядном виде, будто мы способны у кого-то что-то украсть. И это происходит, когда президент из всех рупоров говорит о том, что нужно приглашать в Кыргызстан инвесторов, когда он борется с коррумпированными чиновниками и госслужащими! Это не поддержка президенту, а вред его хорошим начинаниям и всем хорошим делам, что происходят сейчас благодаря ему в Кыргызстане».
По словам Рустама Гареева, он знаком с Нагиевым уже девять лет. Против него за время, что идут тяжбы вокруг дела о казахских инвестициях, пыталась сфабриковать уголовное дело о подделке документов и присвоении денег одна из фигуранток этого инвестиционного дела. Позже Гареев смог доказать свою невиновность и подал встречное заявление. Спустя много лет, он снова оказался в ситуации, когда приходится защищать семейную честь. Рустам Гареев – сын Энвера Гареева, известного в Кыргызстане и за его пределами ученого, доктора биологических наук, профессор, член-корреспондента Академии наук Киргизской ССР. Он занимался селекцией плодовых деревьев в республике, и около двадцати лет руководил фрунзенским Ботаническим садом, собирая в нем уникальную коллекцию из более чем 5 тысяч сортов растений. Наработками Энвера Гареева кыргызские ученые при выведении новых сортов плодовых культур пользуются до сих пор, а его имя носит столичный Ботанический сад.
«Эта ситуация бьет по имиджу. В первую очередь, по имиджу моего отца – эта клевета, это сфабрикованное дело. Нельзя бросаться такими обвинениями, нельзя просто так обвинять людей. Мы честные люди, нам нечего скрывать. Подождем вердикт суда. Будем надеяться, что наша Фемида разберется. Если нет – то думаю, что есть и высший суд, который накажет этих людей» , – отметил Рустам Гареев.
В ожидании заседания во время разговора с прессой у Гареева начался сердечный приступ, который после приема лекарства купировать не удалось – в суд пришлось вызывать скорую помощь. Прибывшая в здание Свердловского райсуда бригада приняла решение о его госпитализации под конвоем в Наццентр кардиологии и терапии им. М. Миррахимова – 68-летний мужчина находился в предынфарктном состоянии. Кроме третьего за сутки приступа тахикардии, на решение врачей повлияло и его общее состояние здоровья – в конце месяца он должен лечь на плановую операцию в Национальный онкологический центр. Сейчас Гареев находится в больнице под наблюдением врачей.
Следственный судья Айзада Исаева изучила материалы дела и приняла решение о мере пресечения для Гареева в виде подписки о невыезде. Нурмухамбет Нагиев по решению суда заключен под домашний арест.
Комментарии