четверг, 21 ноября 2024
Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет

Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет

25 апреля 2024 15:16    Просмотров: 4553

В рамках деятельности Совета по вопросам миграции и противодействия торговле людьми при Торага Жогорку Кенеш Кыргызской Республики прошел «круглый стол» «Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет». С приветственным словом перед участниками мероприятия выступил Заместитель Торага Нурланбек Азыгалиев, который высказал  слова соболезнования российскому народу в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Молл» и  выразил надежду, что данное трагическое событие не станет поводом для ужесточения законодательства по деятельности трудовых мигрантов из Кыргызстана в России.

Нурланбек Азыгалиев также подчеркнул, что любые сложные вопросы Кыргызстан и Россия должны прежде всего обсуждать на двусторонней основе, избегая ненужной политизации и стороннего вмешательства. Участники «круглого стола», среди которых и был Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков (Россия, Екатеринбург), поделились своим видением наиболее острых вызовов  в этом направлении, в решении которых  требуется совместная работа киргизских и российских политиков и экспертов. Модератором мероприятия стал депутат Жогорку Кенеш, член Комитета по социальной политике Медербек Алиев:

По мнению депутата Жогорку Кенеш, члена Комитета по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике Сеидбека Атамбаева, социальные вопросы кыргызских мигрантов в России решаются, в том числе и в части  получения школьного образования. Да, действительно, есть культурные различия, связанные с особенностями домашнего воспитания, особенно в контексте религии –  у детей появляются  особенности по питанию, времени занятий и многому другому. Не всегда у мигрантов и их детей есть достаточный уровень владения русским языком. Но русский язык является в любом случае объединяющим фактором для Кыргызстана и России. Эти вопросы необходимо обсуждать и решать, а не политизировать, используя ангажированные площадки и источники информации.    

Поддержавший дискуссию  депутат Жогорку Кенеш, член Комитета по бюджету, экономической и социальной политике Дастан Бекешев отметил, что тема русского языка в Кыргызстане сейчас часто используется в электоральных и политических целях для получения «политических очков».  Если жители Кыргызстана будут владеть русским языком, то для их адаптации в России не будет много сложностей.  Кстати, то, что выходцы из Кыргызстана занимают более оплачиваемые и более статусные позиции в российской экономике, вызвано более высоким уровнем владения русским языком, чем у приезжих из других стран Центральной Азии.  Русский язык должен занимать знаковое место в школьном образовании в Кыргызстане, это нужно самим гражданам страны. Но и в Кыргызстане надо улучшать собственную экономическую ситуацию, заниматься своей промышленностью.
Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков выразил мнение о том, что защитой статуса мигрантов должны заниматься и представители Кыргызстана в Евразийской экономической комиссии. Ведь принцип четырех свобод является базовым для ЕАЭС – свободы перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг. В этой связи не очень понятно как действия группы губернаторов Российской Федерации, направленные на запрет работы мигрантов в ряде секторов российской экономики,   повлияют на граждан Кыргызстана. Необходимы соответствующие разъяснения о гражданах каких стран Центральной Азии идет речь? Ведь Таджикистан и Узбекистан, в отличие от Кыргызстана, не входят в ЕАЭС.  Поэтому представители Кыргызстана в ЕЭК, которые уполномочены на уровне исполнительной власти урегулировать  миграционные вопросы, не должны оставаться в стороне от их решения. Медийная повестка и в России, и в Кыргызстане является основой для восприятия вопросов миграции, формируя ключевые тренды. Это улица с двусторонним движением, но в Кыргызстане можно наблюдать, что миграционную тему и повестку, связанную с Российской Федерацией, формируют некоммерческие организации на деньги американских доноров.  Поэтому  помимо диалога на уровне государственных ведомств двух стран    есть предложение организовать постоянный диалог именно между экспертными центрами Кыргызстана и России, что позволит вести открытый и объективный разговор, свободный от влияния третьих стран и текущей политической конъюнктуры.

Руководитель Секретариата Совета по вопросам миграции и противодействию торговле людьми при Торага Жогорку Кенеш Улан Ногойбаев возразил, что направленные от Кыргызстана в Евразийскую экономическую комиссию представители прежде всего должны защищать статус Евразийского экономического союза и работать в пользу всех стран-участников. В этом заключается их мандат. А защита мигрантов должна быть делом и государственных органов, и омбудсменов, и взаимного экспертного диалога. У России в Кыргызстане есть возможность создания своей «мягкой силы» на основе создания ассоциаций выпускников российских вузов. Россия ежегодно выделяет сотни стипендий и грантов на обучение для молодых кыргызстанцев, это будущие инженеры и многие другие необходимые для сферы промышленности и сферы услуг специалисты. Возвращаясь в Кыргызстан, они работают на развитие страны. И это огромная сила, настроенная на сотрудничество с Россией и хорошо ее понимающая.

Эксперт по миграционным процессам в Кыргызстане Нурлан Нуралиев в своем докладе подчеркнул, что трудовая миграция из Кыргызстана в Россию представляет собой важное явление, которое оказывает влияние на обе страны и самих мигрантов. В настоящее время миграция продолжает оставаться значимым фактором на трудовом рынке России, обеспечивая ее рабочей силой в различных отраслях экономики. Однако существуют и проблемы, которые необходимо решать. Это и необходимость улучшения социальной защиты и правового положения мигрантов, предотвращение нелегальной миграции, а также содействие социально-культурной адаптации в новой среде. С учетом перспектив на будущее, необходимо продолжать работу над развитием эффективных механизмов легализации и интеграции, а также по созданию благоприятных условий для трудовой миграции, которая приносит взаимную выгоду обеим странам. С учетом комплексного подхода к управлению трудовой миграцией и решению связанных с ней проблем, нужно создавать  более устойчивые и благоприятные условия для всех сторон, вовлеченных в данный процесс.  

Зарина Уметалиева, руководитель Экспертно-аналитического центра «Мейкин», отметила, что помимо постоянного диалога между аналитическими центрами Кыргызстана и России, очень важно обратить внимание на ту информацию, которая используется государственными учреждениями обеих стран при обсуждении  миграционной темы. И в Кыргызстане, и в России есть компетентные научные и экспертные организации, которые способны давать полную аналитическую информацию о состоянии дел  в этих сложных и деликатных вопросах. Исследования миграционной проблематики, выполненные  по заказу третьих стран и представляемых ими неправительственных  объединений  вряд ли могут считаться полностью независимыми и неангажированными. Опора на исследования кыргызских и российских ученых может стать основой для выработки необходимых политических решений и в Кыргызстане, и в России, и в рамках ЕАЭС. И, действительно, роль Евразийской экономической комиссии в регулировании всех аспектов миграционной политики должна быть повышена.
К сожалению, в Интернете много информации о грубом поведении сотрудников силовых структур по отношению к мигрантам, выразил свое мнение Директор Фонда «Кыргыз медиа центр» Айболот Айдосов. Есть случаи противоправного поведения по отношению к мигрантам со стороны населения. И органы государственной власти в России должны давать четкий ответ на любые подобные противозаконные действия. Закон должен быть един для всех – и для мигрантов, и для коренных жителей.

Директор Центра европейско-азиатских исследований  Андрей Русаков (Россия, Екатеринбург) подчеркнул, что всегда надо отличать политическую риторику от политических действий. И в России, и в Кыргызстане есть  и разные политические  силы, и разные общественные объединения. Но политически значимыми,   в любом случае,   являются решения и приоритеты действующей власти.  В своем выступлении в рамках отчета перед Государственной Думой  Председатель Правительства России Михаил Мишустин заявил об однозначном векторе  развития российской экономики в рамках ЕАЭС. В России происходит создание новой социально-экономической модели, связанной с перестройкой всех транспортных потоков с запада на восток. В данных условиях Россия и нуждается, и  будет нуждаться в привлечении трудовых мигрантов. Поэтому очень важно, чтобы вопрос привлечения и нахождения мигрантов в России оставался не в политическом, а в социальном и экономическом поле. Россия и Кыргызстан являются давними партнерами, состоящими в основных интеграционных объединениях – ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС – поэтому отношения между нашими странами всегда должны исходить их этого принципа. Конечно, недавние события в «Крокус Сити Холле» поставили перед российской  властью  новые политические запросы в отношения регулирования и  контроля нахождения мигрантов в России. А это вопрос не только мигрантов, это вопрос «обеления» российского бизнеса, который использует труд мигрантов. Но все эти меры будут обсуждаться в совместном диалоге – как между государственными структурами, так и между аналитическими центрами России и Кыргызстана.

 Подводя итоги, модератор встречи, депутат Жогорку Кенеш, член Комитета по социальной политике Медербек Алиев выразил благодарность всем участникам диалога. Миграционные вопросы включают в себя и вопросы обеспечения условий труда, и социальной защиты,  и здравоохранения. Такие мероприятия позволяют откровенно заявить о  наиболее сложных проблемах и находить пути их решения. В основе этого всегда останется взаимный диалог между Кыргызстаном и Россией. И очень хорошо, что в данном заседании Совета по вопросам миграции и противодействию торговли людьми при Торага Жогорку Кенеш принял участие представитель российского аналитического центра. Это показывает обоюдную заинтересованность  в таком формате общения, встречи в рамках которого будут продолжаться.

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 июня 2024 16:10

Кыргызстан укрепляет сотрудничество с Европейским Союзом

25 июня в Брюсселе Европейский Союз и Кыргызская Республика подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), что стало важной вехой в укреплении двусторонних отношений.

02 июня 2024 16:38

Глава Кабинета Министров Акылбек Жапаров с рабочим визитом посетит Республику Беларусь

Председатель Кабинета Министров-Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров 3-4 июня текущего года с рабочим визитом посетит Республику Беларусь.

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.