Сегодня на эти вопросы ответил Джениш Джунушалиев, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории Национальной Академии наук Кыргызской Республики, лауреат Государственной премии в области науки и техники.
- Как Вы относитесь к пересмотру истории? К примеру, того периода 19 века, когда шло присоединение территории нынешнего Кыргызстана к Российской империи?
- Пересматривать историю своего народа – закономерное явление. Историческая наука Кыргызстана сложилась в советское время, в то время даже естественные науки должны были четко строиться по марксистко-ленинской методологии. Эта методология годна для исследования истории Запада, но никак не Кыргызстана. Объясню почему: Запад шел по другому пути развития – первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капитализм и потом светлое будущее. А у кыргызов не было этого. Мы не пережили классический рабовладельческий строй. Мы не строили дворцов и замков, а зачем кочевому народу эти заморочки? Не нравится что-то - сели на скакунов и уехали в другую местность. Феодализма тоже не было, потому, что его основу составляет частная собственность на земле. А у кыргызов земля была родовая.Частной не было. Капитализма тоже не было, хотя говорят, что после присоединения территории Кыргызстана к России, у нас начали появляться зачатки капитализма. Может быть, зачатки и были, но это у переселенцев русско-украинских. Согласно марксисткой методологии писали, что у кыргызов было классовое расслоение – эксплуатируемые и эксплуататоры. Да у нас никогда не было классового расслоения! Родоплеменное? Да, не спорю, и до сих пор есть. Имущественное? Да, у кого больше голов скота.
Советские историки, руководствуясь марксистско-ленинской методологией, многие события в республике подгоняли под Западную историю, а то, что не подходило под эту методику, просто не исследовали. Что-то не хватало в истории – додумали, «натянули», скроили. Несостыковки? – отрезали лишнее. В результате, конечно же, возникли искажения. Поэтому сегодня есть острая необходимость переосмысления истории Кыргызстана. Но как пересматривать – это совсем другой вопрос. Как директор института истории могу сказать, искажений сегодня больше, чем в советское время. Почему? Потому что все кыргызы, которые умеют излагать свои мысли на бумаге, вдруг неожиданно становятся историками. В прошлом агрономы, строители, геологи – сегодня историки. И пишут, как им вздумается.
Другая часть лже-историков нового и путного ничего не открывают, говорят об одном и том же. И единственный их вклад в историю - это их переоценка уже давно известных фактов. Иногда доходит до целого ряда громких и абсурдных с научной точки зрения заявлений, которые ничем не обосновываются. Это первый, естественный путь искажения истории. Второе – это политическая подоплека.
Давайте конкретнее остановимся на первом моменте. Пример вам приведу: раньше говорили: кыргызы добровольно вошли в состав России. А в царское время писали – покорение Туркестана. Потом начали говорить о завоевании Туркестана. После того, как Украина отметила 300-летие добровольного присоединения к России и получила орден Ленина, наши начали говорить, что они, мол, тоже добровольно присоединились. Сейчас опять говорят, что Россия завоевала Кыргызстан.
- Кому верить в таком случае?
- Северная часть кыргызов присоединилась к России добровольно. Мое племя – бугинцы- много лет просили подданства. Посылали делегации в 1814, -24,-34, -48, -54 годах. И только в 1855 году они это подданство получили. Сколько они ждали этого чуда? Правильно, 41 год!.. Сначала все укоряли бугинцев, да как это так, вошли в состав иноверцев. 5 лет поукоряли и потом сами стали просить подданство. Прошло такое событие: недалеко от Алматы есть местность Узун Агаш. Там встретились два войска - кокандское и русское. Исторические герои Шабдан батыр, Байтик батыр, которым мы сегодня ставим памятники, были на стороне кокандцев. Но двухтысячное русское войско даже близко не подпустило многотысячную армию кокандцев. Разгромили. Тут стало даже ежу ясно, на чьей стороне сила. Через 2 года эти батыри со своими племенами добровольно вошли в состав России. 1863 год – входит Нарын, 1864 - Токтогул,1865 - Талас. А вот южные кыргызы были завоеваны, этого я не отрицаю.
В принципе, кыргызы пострадали только от одной политики царизма – аграрной. К несчастью северных кыргызов, природные и климатические условия этой зоны очень схожи со средней полосой России. Вот они и двинулись сюда. Я подсчитал, как изменялась численность нашего народа за 1 100 лет после великодержавия на Енисее. И вот что выяснил: два с половиной миллиона кыргызов обязаны своей жизнью Советской власти! Насильственное, как сейчас говорят, внедрение оседлости породило демографический взрыв! До 1926 года численность кыргызов после падения их Енисейской империи в 9-м веке увеличилась всего на 20 процентов. Вот теперь и представьте, кому мы, кыргызы, обязаны тем, что стали одним из многочисленных народов Центральной Азии. Многие склонны критически рассматривать историю кыргызов при Российской империи. И многие говорят о том, что русские пришли сюда только для покорения Туркестана. Возможно, и так. Но важно ли сейчас это?
- Вы лично как думаете, был ли Кыргызстан колонией России? И назовите признаки колонизации, если это было так.
- Да, Кыргызстан был колонией. Объясню почему. Туркестан делился на области. В каждой из областей кыргызы составляли этническое меньшинство. Области делились на уезды, и кыргызы не имели право быть уездными начальниками, ими были только русские. Они не имели право занимать и средних должностей, как написано в исторических учебниках. Задача кыргызов - обеспечивать царскую Россию мясом, молоком. Вспоминая это время, мне в голову сразу приходит хорошая сказка. Про Ходжу Насреддина, знаете такого? Так вот, для того, чтобы Насреддину быстрее добраться до дворца на своём сером длинноухом ослике, он привязывалморковку на короткий шест и держал ее перед носом осла. Тот, естественно, никак не мог до нее дотянуться, и все время бежал за этой морковкой. Так вот, ситуация того времени мне чем-то напоминает эту историю. Кыргызы все время бежали за Россией. Но посмотрите на последствия присоединения. Россия, в конце концов, кыргызам больше дала, чем отняла. Вхождение в ее состав, я утверждаю, было благом. Нужно помнить, что русские принесли в наш регион более развитую культуру и цивилизацию. Мы очень быстро перешли от кочевого образа жизни к социализму, а сейчас - и к капитализму. Без русских наш уровень развития сейчас был бы примерно таким же, как в Афганистане.
Советская система вытянула кыргызов за уши. Приведу пример: 1925 год. Государственный. бюджет Кара -Кыргызской автономной области составлял 5 млн. рублей, а в 36 году составил 255 млн. Откуда такой рост?
Другой пример: в течении 20 лет мы построили Таш-Кумырскую, Токтогульскую, Шамалдысайскую, Курпсайскую, Ат- Башынскую ГЭС. После развала СССР и одну достроить не можем.
- Давайте вернемся к событиям 1916 года.
- Это самые искаженные годы в истории. Искажали их тогда, и до сих пор искажают. Причины разные. Тогда - в советское время, - восстания, революции, стачки – бальзам на душу для марксистов. Тогда говорили, что восстание носит антиимпериалистический, антиколониальный, антицарский, антифеодальный, антивоенный характер. Только не антирусский. Я не согласен. Антицарский? Хорошо, кыргызы не хотели подчиниться указу царя. Антивоенный, я согласен, не хотели идти на тыловые работы. Но антиимпериалистический меня заставляет думать вот о чем: сущность империализма я узнал в стенах вуза, как же могли мои предки выступать против того, чего не знают?
Я не согласен с утверждением, что это восстание было не антирусским. Представьте, пока каратели приехали с Ташкента, кыргызы успели поджечь 94 поселка, убить 2,5 тысячи русско-украинских переселенцев, ранить 1500 людей, а еще 1000 исчезли. А когда пришли солдаты, роли поменялись. И теперь пострадавшими стали кыргызы. Которые стали жертвами хотя бы потому, что выступали против пулеметов и пушек, сражались виллами. Убили всего 52 солдата царской армии, сами же потеряли больше 4 тысяч. А потом начали бежать в Китай. По дороге от рук карателей погибло больше 12 тыс. людей. В советское время писали, что это прогрессивное явление. Господа, еще одно такое «прогрессивное явление» и мы останемся без народа! Это ведь такие потери людей! Это разве прогресс? До восстания кыргызы с русскими в обнимку не жили, но хотя бы взаимопонимание было.
- Если это все так печально и тянуло за собой регресс и деградацию, для чего у нас собираются конференции, круглые столы на эту тему? И даже готовятся отмечать столетия со дня восстания?
- Да, вы правы, наши работники в основном юбилеями и занимаются. И если так будет продолжаться, в ближайшем будущем наше правительство будет проводить одни юбилеи.
- То есть, Вы хотите сказать, что дата политизируется?
-Да. Страны Центральной Азии принялись спешно перекраивать прошлое собственных народов в угоду национальной политике. Участники конференции часто приводили в пример такой факт - каждый из некогда братских народов, с подачи историков, объявил о своей ведущей роли в регионе. Подрастающее поколение уже вовсю пичкают такого рода знаниями. Недавно я ознакомился с книжкой, где утверждалось, что регион был уйгурским. И все народы, включая казахов и киргизов, - потомки уйгуров. Во многих трудах некоторых современных ученых утверждается то же самое. Но только вместо "уйгуров" пишут "казахи", "узбеки", "киргизы". А регион был общим. И даже появление русских в Туркестане было не игом, а благом. Кто - то просто хочет заработать политические очки. И история политизируется в сторону. Это как раз тот самый второй, искусственный путь искажения истории, о котором я говорил вначале.
- У меня такой вопрос: в 1916 году кыргызы не хотели подчиняться русским. Проходит 25 лет и мировоззрение одного народа так поменялось, кыргызские мальчишки, чьи отцы выжигали русские поселки, не достигнув 16 лет, бегут на фронт защищать Родину. Что, мировоззрение одного народа так поменялось за 25 лет? Или где-то переврали события?
- Хороший вопрос. Прежде, чем на него ответить, давайте вместе вспомним, сколько Россия сделала для Кыргызстана после произошедшего восстания. До 1920 года Ленину, конечно, было не до нас, в самой России идет гражданская война. Но после этого, первое, что сделал Ленин - создал комиссию по оказанию помощи беженцам восстания 1916 года. По указанию вождя было выделено 100 млн. рублей, на 25 млн. рублей были отлиты имперские знаки из чистого золота. Члены созданной комиссии ездили в Китай и договаривались с властями, дабы уплатить кыргызский долг, а кыргызы были по уши в долгах; выкупали проданных детей, по дороге устраивали питейные пункты, чтобы никто с голоду в обморок не падал. И что, народ это забудет? Идем дальше. Главной причиной восстания был земельный вопрос. В 1921-22 годах проводят земельную реформу. Русско- украинскому населению оставляют землю только по трудовой норме – на мужика 4 десятины (гектара), остальное раздают кыргызам. Разве у народа это не откладывается в памяти? А вклад в образование и развитие культуры? По уровню образования Кыргызстан в то время за 20 лет достиг уровня западноевропейских стран. Кочевников переводят к оседлости. Кыргызам говорят: если ты будешь переходить к оседлости, 50 % расходов государство берет на себя, из своего кармана ты отдаешь 9 %, а 41 возвращаешь личным участием в строительстве своей собственности». Другими словами - бери и застраивайся. Естественно, все это и развивало в культуре и памяти кыргызов определенное отношение к России. И потом, самое главное: эта война была не за русских, а за общую Родину, за Советский союз, в котором шла особая идеологическая обработка. Лозунг: «За Сталина, за Родину» был как «здравствуйте» или «доброе утро». Народ был един. Вот в чем сила.
- Может, этого как раз и не хватает сейчас нашему народу?
- Совершенно верно. Идеологической подготовке не поддается нынешнее поколение, потому, что «сверху» ее нет. Что вы хотите, на сегодняшний день больше всего иммигрируют из Кыргызстана… сами КЫРГЫЗЫ!
А теперь давайте обратимся «наверх». Знаете, сколько премьер-министров повидала наша суверенная Республика? За 14 акаевких лет – 8 премьеров, за 5 бакиевских – еще 5. Это при том, что молча они свой пост не отдают и дружно не уходят. А народ все это видит. Сегодня у нас не налогообложение, а налоговый гнет. Вспоминается сразу то время, когда кибиточный налог у кыргызов составлял 3 рубля в год. Это примерно стоимость одного теленка. А в среднем хозяйстве было 50-60 голов крупного рогатого скота. А в наше время государство в качестве налогов забирает более 20 % дохода. Я бы лично нашим руководителям государства поставил памятник при жизни из чистого золота, если бы они прочли историю и вернули прежний налог.
Сегодня царит иная идеология - форма проявления трайбализма, после чего и возможный всплеск регионализма, а в последующем — сепаратизма, что представляет одну из серьезнейших опасностей для целостности государства. Симптомы уже есть: открыто протаскиваются утверждения, что ошане смогли бы жить “припеваючи” за счет хлопка, цветных металлов и других ископаемых, иссыккульцы — за счет золота Кумтора и курортно-оздоровительных учреждений, а чуйцы — за счет относительно высокого экономического потенциала региона. Однако, многие принципы и правила трайбализма, оправданные и даже необходимые в условиях примитивного производства, отсутствия оседлости и государственности, не соответствуют реалиям и интересам современной общественной практики. Более того, они представляют серьезную опасность для стабильности в обществе и целостности суверенного государства.
- Тогда, в 90-е годы прошлого столетия, судя по публикациям в газетах, в Кыргызстане царила эйфория по поводу будущего суверенного развития. Тоже считали, что страна наша замечательно заживет без других стран бывшего Советского Союза, и будет только богатеть за счет машиностроения и приборостроения, растениеводства и животноводства, других природных богатств. А что получилось? Мы до сих пор не достигли того уровня ВВП, что был на момент развала СССР. Как Вы думаете, Кыргызстану нужна эта суверенность, или нам проще и выгоднее снова стать частью России?
- Думаю, что ему нет смысла ее (независимость, Прим.авт) терять. Казахи были бы рады, если их влияние простиралось бы до Иссык-Куля, и узбеки довольны, если заявят о своем праве на юг Кыргызстана. Но что будет с нами - никто не подумал. Кыргызы, в свою очередь, заявят, что на самом деле все наоборот, и в итоге - до кровопролития один шаг. Да, впрочем, кто возьмет нас под крыло? Что мы можем дать? Экономику, которой у нас нет, или похвастать прозрачной и стабильной обстановкой в стране? Все это мифы и бабушкины сказочки, никто не хочет сажать Кыргызстан себе на шею.
- Каким может быть Ваш прогноз на октябрь 2011 года?
- Знаете, сейчас у нас считаются героями те, кто больнее пнет свою страну. В советское время тоже такое бывало. И что, допинались? Все рухнуло. Так что надо учиться на своих ошибках. Есть у кыргызов такая пословица « Умут сут – шайтан». На хорошее не может надеяться только сатана. А все мы должны верить в будущее Кыргызстана.
POLIT.KG специально для портала News-Asia
Комментарии