Несколько десятков бойцов спецназа, несущих службу в киргизском антитеррористическом подразделении «Альфа», готовы в ближайшие дни подать рапорты об отставке. Скандал вокруг элитного подразделения, начавшийся в стране пару недель назад после задержания командира отряда «А» Алмазбека Джолдошалиева, разгорается на фоне нарастающей активности групп экстремистов и приближающихся выборов в парламент.
Противостояние между офицерами спецназа и новой властью Киргизии перешло на новый качественный уровень. Генпрокуратура обвинила 20 бойцов спецподразделения «Альфа» в расстреле мирных граждан 7 апреля во время митинга оппозиции. Обвиненные в массовых убийствах офицеры отрицают свою вину и требуют прекратить уголовное преследование или представить неопровержимые доказательства вины. Какие действия предпримут спецназовцы, если требования не будут выполнены, авторы ультиматума обозначили довольно размыто: «Мы будем вынуждены принять меры согласно кодексу чести офицера». По одной из версий речь идет о массовой отставке.
По данным «НГ», ряд сотрудников управления специальных операций «А» («Альфа») Госкомитета нацбезопасности в «охоте на ведьм» обвиняют одного из членов правительства, курирующего силовой блок. «Мы – единственные, кто может остановить тот беспредел, который происходит сейчас в государстве... и именно поэтому нас пытаются уничтожить как подразделение», – заявили «НГ» источники в «Альфе». Еще одна причина происходящего, по мнению бойцов, – популизм ряда политиков, желающих в канун выборов парламента получить дополнительные бонусы.
На демарши офицеров руководство страны предпочитает публично не реагировать. Президент Роза Отунбаева сдержанно заметила: «У нас с Кенешбеком Дуйшебаевым (главой Госкомитета нацбезопасности. – «НГ») иногда бывает жесткий разговор. Он говорит, что ребята «Альфы» давали присягу, как мы будем их судить? Я говорю, давайте тогда приводите экс-главу ГСНБ Марата Суталинова и всех остальных». «По сути, временное правительство (ВП) предложило спецслужбам выбор: либо судят их, либо они дают возможность нынешним властям судить бывшее руководство Киргизии – дело в том, что спецназовцы отказываются в полной мере сотрудничать со следствием», – сказал «НГ» источник из ВП.
О законности подобных инициатив в постреволюционных сложных условиях говорить трудно. Однако понять можно – представители родственников погибших во время апрельских событий осаждают Белый дом, требуя назвать и наказать виновных, а погибшим присвоить звание «Кыргыз Эл Баатыры» (Герой Киргизии) и ежемесячные выплаты в эквиваленте 10 тыс. руб.
В самом киргизском обществе мнения в отношении виновности бойцов «Альфы» разделились. Одни считают, что они давали присягу и должны выполнять приказ. Другие полагают, что надо было решить для себя: стрелять в людей или нет, защищать коррумпированную и потерявшую поддержку у народа власть, а потому они должны нести ответственность за совершенный массовый расстрел. При этом, например, зампредседателя партии «Ата Мекен» Равшан Джеенбеков считает, что ответственность за преступления должна быть соразмерной для всех. «Сейчас в заключении находятся сотрудники спецслужб, которые принимали участие в подавлении и расстреле мирных граждан, – исполнители. Зато те, кто отдал им этот приказ и тоже должен отвечать за содеянное, – на свободе. Причем экс-президент Курманбек Бакиев, премьер-министр Данияр Усенов, генпрокурор Нурлан Турсункулов, министр МВД Молдомуса Конгантиев, госсоветник по правоохранительным делам Эльмурза Сатыбалдиев, отдавшие в те дни приказы спецназу, получили возможность «исчезнуть» благодаря действиям ВП. Причем появились слухи, что некоторые из них и вовсе откупились», – сказал «НГ» политик.
Пока в Бишкеке руководство страны думает, как быть с недовольными спецназовцами, их главные противники – религиозные экстремисты – интенсифицировали свою деятельность. Новый лидер Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Усман Адил в недавнем видеообращении объявил руководству Киргизии джихад. По данным источников «НГ», сейчас на юг страны завозятся большие партии оружия. Вооружаются все – силовики, члены криминального мира, обычные граждане. В случае нового конфликта вряд ли спецназовцы станут вмешиваться, как это уже было на юге, когда задетая выдвинутыми обвинениями «Альфа» не пресекла погромы в Оше. «Силовики не верят ВП, так как во всех случаях они становят стрелочниками. Они не станут служить «временщикам», тем, кто делает ставку не на профессионалов, а на «своих». Силовики ждут результатов парламентских выборов и появления легитимной власти», – считает Джеенбеков.
Террористическая угроза в стране возросла настолько, что о ней уже заговорило обычно крайне сдержанное государственное информагентство «Кабар»: «Дни, оставшиеся перед предстоящими 10 октября выборами депутатов, с точки зрения ряда экспертов, сулят много неожиданностей. Некоторые наблюдатели считают, что возможны прямые попытки дестабилизации ситуации. Организаторами провокаций и беспорядков, как они предполагают, могут быть и международные террористы».
Григорий Михайлов, Независимая Газета
Комментарии