События, происходящие в последнее время на южных рубежах Кыргызстана, все больше напоминают ситуацию в Секторе Газа, где ведут перманентную войну палестинцы и израильтяне. Междоусобицы жителей приграничных киргизских и узбекских сел, построенных, что называется, "вперемешку", тоже становятся притчей во языцех. Временами в эту катавасию оказываются втянутыми и военные.
Так, в мае текущего года Узбекистан ввел в анклав Сох на территории Баткенской области 300 десантников и более 700 спецназовцев для предотвращения новой "кетменной" войны между жителями узбекского села Хушьяр и киргизского села Согмент. А в конце августа часовые киргизских границ арестовали пятерых узбекистанцев, и соседи не остались в долгу — захватили четырех наших пограничников.
Трое узбекских таможенников и один чекист были задержаны сотрудниками погранвойск КР 21 августа в районе села Беш-Таш Кадамжайского района Баткенской области.
— Эти вояки пытались утащить на свою территорию одного нашего земляка, — рассказал "МК" местный житель по имени Иззатулла. — Хорошо, что ребята успели вызвать пограничников — узбеков удалось утихомирить.
Очевидцы рассказывают, что узбекистанцы явно не ожидали "наезда" со стороны наших погранцов и пытались оказать сопротивление. Потом стали угрожать: перестанем, мол, пропускать машины с киргизскими номерами. Поняв, что угрозы не действуют, перешли к уговорам.
— Молодцы наши ребята: не испугались узбеков, — похвалил Иззатулла. — Быстро привели их в чувство, показали, на чьей территории они находятся.
Пограничники приняли решение доставить нарушителей в Кадамжайский РОВД, где они были водворены в ИВС. Против узбекистанцев возбудили уголовное дело по подозрению в контрабанде и попытке похищения человека. А в государственные органы стали поступать жалобы на бесчинства узбекских пограничников: и машины с киргизскими номерами они без всяких причин останавливают, и ценные вещи отбирают, и шины прокалывают...
Масла в огонь подлила история с задержанием 29 августа узбекскими погранцами грузовика "Вольво", груженного девятнадцатью тоннами винограда. Находившиеся в машине киргизстанцы Гайсир Даутханов и Владимир Пчеленцев были арестованы. Следователи, возбудившие уголовное дело по факту контрабанды, выяснили, что узбекский виноград везли в Барнаул. На следующий день киргизстанские сообщники задержанных "виноградарей", остановив несколько транзитных авто с узбекскими номерами, взяли в заложники пассажиров и водителей — 11 гражданских лиц и одного младшего сержанта узбекских погранвойск. Руководил всем этим безобразием некий "смотрящий" по Кадамжаю. После долгих и нудных переговоров почти все пленники были отпущены, только пограничника увели в неизвестном направлении.
• • •
Видя, что градус напряженности растет не только в отношениях между жителями приграничных сел, но и в отношениях между силовиками, руководство Баткенской области 31 августа приняло решение запретить киргизстанцам транзитный проезд через узбекские анклавы Сох и Шахимардан. По официальной версии, дорога была закрыта в связи с празднованием 1 сентября Дня независимости Узбекистана. На следующий день ее должны были открыть вновь, но источник в администрации губернатора Баткенской области сообщил, что на самом деле киргизстанцам не рекомендуют проезжать через анклавы, поскольку это небезопасно. Люди вынуждены были делать стокилометровый крюк по разбитой дороге.
На этом злоключения наших соотечественников не закончились. Два офицера Пограничной службы КР — начальник отдела контрразведки полковник Зиядилло Бегматов и заместитель командира Айдаркенского погранотряда Исматилла Анарбаев — были задержаны узбекскими пограничниками. Официальные органы Кыргызстана сообщили, что военнослужащие явились на нейтральную территорию для переговоров с коллегами из сопредельного государства, однако те вероломно обманули их и задержали.
Иную версию выдала пресс-служба узбекского Комитета по охране государственной границы: согласно ей, офицеры в тот день зашли пообедать в столовую, по иронии судьбы названную "Яхши ният" (хорошие помыслы. — Р.К.), на территории села Вуадиль. Обед сопровождался обильным возлиянием горячительных напитков, и около шести часов вечера опьяневшие пограничники затеяли драку с посетителями.
"Попытки владельца точки общепита успокоить гостей остались без внимания офицеров КР, в связи с чем владелец был вынужден вызвать наряд милиции, который доставил дебоширов в реабилитационный центр Ферганского ГУВД", — говорится в сообщении пресс-службы КОГГ СНБ РУз. Правоохранительные органы Узбекистана возбудили против задержанных пограничников уголовное дело по статьям "Нарушение государственной границы группой лиц путем прорыва", "Оказание сопротивления властям" и "Хулиганство".
Узбекские силовики настаивают на том, что "в связи с празднованием Дня независимости Республики Узбекистан по указанию командующего пограничными войсками СНБ Республики Узбекистан, с 25 августа с.г. все погранпредставительские встречи на государственной границе (в том числе запланированные) были отменены, о чем своевременно проинформированы погранпредставительские аппараты соседних с Узбекистаном стран".
На другом участке рубежей узбекские погранцы взяли в плен еще двух киргизских военнослужащих — лейтенанта Мелиса Приева и рядового Нуржахона Сарымсакова.
• • •
В какой-то момент переговоры об освобождении задержанных зашли в тупик. Киргизские силовики отказывались ехать в Узбекистан, так как боялись повторить судьбу коллег, а узбекистанцы игнорировали все предложения о мирном разрешении дела.
— Мы даже не рискуем к ним соваться, — признался "МК" источник в Баткенской облгосадминистрации. — У них и солдаты, и офицеры наглые, совсем не уважают наших чиновников. А вышестоящее руководство вообще не желает разговаривать: дескать, у них празднества, им некогда вести переговоры. Да и какие переговоры могут быть по телефону?! Нужно ехать. Только кто решится?
В прошлую пятницу, 3 сентября, ИА "24.kg" передало слова начальника департамента по обороне и безопасности Баткенской обладминистрации Таштемира Эшалиева о том, что узбекским пограничникам отправили письмо, "но ответа до сих пор не получили". Судьба арестованных оставалась неизвестной, никакой связи с ними не было.
• • •
Для освобождения погранцов потребовалась почти неделя. Встреча "пограничных" чиновников двух государств состоялась 5 сентября около 10 часов ночи в пункте пропуска "Кадамжай—Автодорожный". Киргизскую сторону представлял командующий ПС Закир Тиленов, узбекскую — начальник главного штаба КОГГ Носирбек Усманбеков. Уже поздней ночью они договорились о возобновлении работы всех контрольно-пропускных пунктов на погранпостах вдоль киргизско-узбекской границы. Были ликвидированы промежуточные посты милиции и других ведомств, кроме пограничной и таможенной служб.
Но главным результатом встречи стал обмен задержанными. Узбекская сторона вернула полковника Бегматова, лейтенанта Приева и рядового Сарымсакова. Подполковника Анарбаева обещали вернуть при установлении местонахождения младшего сержанта Хабитова, захваченного группой неизвестных лиц в Кадамжае. Видимо, киргизские силовики сами разыскали Хабитова, потому что Анарбаева вернули уже на следующий день после переговоров. В свою очередь, киргизская сторона передала узбекским силовикам задержанных в Беш-Таше таможенников и эсэнбэшника.
Конец этой многолетней латентной войне объявлять все-таки рано. Сколько еще понадобится пленных и что с ними должно случиться, чтобы за стол переговоров наконец сели не военные, а дипломаты и политики?
Рустам КАДЫРОВ, МК Азия.
Комментарии