Так же чиновник озвучила и основные экономические проблемы, с которыми приходится сталкиваться её ведомству. Одна из главных – отсутствие планирования со стороны аналитиков и специалистов каждого из ведомств, участвующих в формировании экономики страны, которое не даёт возможности подняться республике из рейтинга стран третьего мира. В качестве образца такой непродуктивной политики была выбрана работа сельскохозяйственников.
- Киргизия импортирует 80% товаров, экспортирует всего 20 %, один из них – фасоль. Несколько лет назад у фермеров, экспортирующих фасоль по всему миру, случилась засуха, и киргизские фермеры смогли выйти на мировой рынок, и получить прибыль от продажи своей экологически чистой фасоли. Их соседи, вместо того, чтобы выращивать картофель, капусту, морковь и другие культуры, тоже перешли исключительно на фасоль. Больше людей, выращивающих продукт – меньше цена на него. И фасоль подешевела в республике, оставаясь примерно в той же цене на мировом рынке. Засушливый период закончился, и рынок оказался вновь насыщен, и маленькая Киргизия оказалась вновь без возможности реализовать свой товар в том объёме, который мог бы принести обогащение фермерам. Фасоль продали по бросовой цене, и не все её выращивают – в республике её не хватает. А всё потому, что наши эксперты Минсельхоза когда-то не спрогнозировали, когда у стран-конкурентов закончится засуха, - считает Курманова. – Мы не могли даже спрогнозировать процессы в отрасли сельского хозяйства, так как у нас даже не было единого реестра орошаемых и пахотных земель. Сейчас мы его создали, и ввели мораторий на отвод земельных сельхозугодий под жилые дома. После распада СССР отрасль оказалась разрушена вместе с системой планового хозяйства. А ведь планирование – неотъемлемая часть развития любой страны, и каждое министерство должно его разрабатывать и реализовывать в своей отрасли.
Подвижки в сложившейся неэффективной системе поможет решить Национальная стратегия устойчивого развития с 2013 по 2017 годы. О её целях, да и о существовании, как оказалось, знают даже не все работники СМИ.
- То, что вы не видите, как она работает, и не ощущаете её результатов на себе – не значит, что её нет. Наши депутаты часто интересуются, как могут прочувствовать на себе эти перемены, к примеру, жители Ала-Буки. Они могут ощутить их опосредованно, за счёт новых тарифов, увеличения заработных плат, пенсий, появления новых рабочих мест. Заложенное в ней планирование даст и другой мультипликативный эффект – для частного бизнеса. К примеру, Киргизия вместе с инвесторами соберётся запускать новый завод. Прежде всего, это – рабочие места. О строительстве узнают частные предприниматели, работающие в сфере услуг – столовые, кафе, парикмахерские, торговые точки, и переносят своё производство ближе к стройке, а после запуска завода получают прибыль . – пояснила Курманова.
Но все благие начинания упираются в две проблемы: финансовые ресурсы и кадры. К тому же, фермеры довольно скептически относятся к рекомендациям чиновников о том, какую культуру им стоит засевать и какой скот целесообразнее разводить.
- У нас нет института квалифицированных чиновников. Тех же, кто мог бы профессионально управлять и имеет опыт работы в различных структурах, мы привлечь на государственную службу не можем на зарплату в 12-15 тысяч сомов. Пока зарплата госслужащих не поднимется на должный уровень, мы не сможем привлечь на должности профессионалов, которые не будут брать большие и маленькие взятки, чтобы выживать или заводить свой бизнес. К тому же в каждом ведомстве должны быть 40 % служащих, двигающих его работу вперёд, и 60 % - тех, кто просчитывает пути этого движения – теоретиков, аналитиков, экспертов. У нас их нет – система подготовки кадров осталась ещё c советских времён. И министерство образования должно давать государственный заказ на обучение необходимого количества специалистов в той или иной отрасли. Чтобы просчитать, сколько нужно агрономов, животноводов или инженеров, у ведомств должны быть данные о том, сколько предприятий планируется открыть на территории КР в ближайшие годы, запустить ферм. У наших IT- специалистов не хватает ни данных, ни методологии. Нет и налаженной системы взаимодействия с местными органами самоуправления, поэтому, во-первых, Минсельхоз не сможет довести до простых граждан результат своей работы, во-вторых, граждане не доверяют властям, и не послушают рекомендаций о том, что для пользы государства ему надо посадить, к примеру, 100 тонн фасоли, а не картофеля, - констатирует статс-секретарь. – Кадры мы обучаем, но не можем обеспечить их устойчивость: средний госслужащий в КР не задерживается на одной должности более, чем на два-три года. В Министерстве экономики они посещают несколько курсов повышения квалификации в год, изучают английский язык, ездят на стажировки от международных организаций за рубеж… А потом – получают финансовую мотивацию: те же организации, что их обучали, приглашают их на должности экспертов или координаторов программ по региону на зарплату в 1500-2000 долларов. И заведующие отделами уходят без оглядки. Трудовой же кодекс не даёт нам права заставить их применить полученные знания на благо страны хотя бы в течении нескольких лет.
Тем не менее, в Минэкономе не теряют надежды на то, что в ближайшие годы удастся поднять с колен регионы Киргизии, развить институты местного самоуправления и их связь с министерством, создать условия для становления частного бизнеса и фермерских хозяйств, чтобы они могли экспортировать свою продукцию, и укреплять туристический бренд республики. А сделать это можно при помощи журналистов, которые будут информировать простых жителей республики обо всех реформах и стратегиях, работающих в государстве, и повышать их правовую грамотность.
Комментарии